ЛИФА́РЬ
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИФА́РЬ (Lifar) Серж (наст. имя и отчество Сергей Михайлович) [2(15).4.1905, Киев – 15.12.1986, Лозанна; похоронен в Париже], рос. и франц. артист балета, хореограф, педагог, театральный деятель. С 1921 учился в киевской студии Б. Ф. Нижинской. С 1923 жил во Франции. В 1923–29 работал в труппе Русский балет Дягилева и обучался у Э. Чеккетти. Исполнил гл. партии в балетах «Аполлон Мусагет» И. Ф. Стравинского, «Блудный сын» С. С. Прокофьева (оба – в постановке Дж. Баланчина) и др. Танцовщик классич. школы, обладавший развитой техникой, драматич. экспрессией и лирич. даром, Л. с сер. 1930-х гг. ограничил свой репертуар гл. партиями в собств. постановках. Как хореограф впервые выступил в 1929 («Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» Стравинского). В 1930–44, 1947–59, 1962–63 и в 1977 балетмейстер, солист (до 1956) и педагог Парижской оперы. В 1944–47 руководил труппой «Нуво балле де Монте-Карло». Работал как балетмейстер в разл. странах. В 1947 основал в Париже Ин-т хореографии; с 1955 вёл курс истории и теории танца в Сорбонне. Деятельность Л. имела большое значение для утверждения на франц. сцене принципов рус. хореографии 20 в., возрождения франц. балета в 1920–40-е гг. Под его руководством балетная труппа Парижской оперы стала одной из лучших в Европе. Поставил более 200 балетов, в т. ч.: «Икар» на ритмы Ж. Сифера и Л. в оркестровке А. Дорати при участии А. Онеггера (1935), «Сюита в белом» на муз. Э. Лало (1943), «Шота Руставели» Онеггера, Н. Н. Черепнина, Т. Арсани (1945), «Ромео и Джульетта» на муз. П. И. Чайковского (1949), «Дафнис и Хлоя» М. Равеля (1958), «Пиковая дама» на муз. Чайковского (1960). Балетам Л. присущи изощрённая стилизация и статуарность мизансцен, порой – патетика и мелодраматизм. Его пластич. язык отличала скульптурно-живописная выразительность. Тщательно разрабатывая партии протагонистов, противопоставляя их кордебалету, Л. повысил значение мужского танца в балете. Автор мн. историч. и теоретич. трудов о балете.