Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ЛУ́КОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 124-125

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Я. Марголит
Л. Д. Луков. Кадр из фильма «Большая жизнь».

ЛУ́КОВ Ле­о­нид Да­видо­вич [19.4(2.5).1909, Ма­риу­поль – 24.4.1963, Ле­нин­град], рос. ки­но­ре­жис­сёр, засл. де­ят. ис­кусств Узб. ССР (1942), нар. арт. РСФСР (1957). Из се­мьи фо­то­гра­фа. В 1928 окон­чил раб­фак, во 2-й пол. 1920-х гг. ра­бо­тал кор­рес­пон­ден­том ря­да ре­гио­наль­ных и цен­траль­ных укр. га­зет. В ки­но де­бю­ти­ро­вал как ав­тор сце­на­рия дет­ско­го при­клю­ченч. ф. «Вань­ка и мсти­тель» (1928), на­сле­до­вав­ше­го тра­ди­ции ф. «Крас­ные дья­во­ля­та» И. Н. Пе­ре­стиа­ни. В 1929 ор­га­ни­зо­вал в Харь­ко­ве са­мо­дея­тель­ную ки­но­сту­дию «Ки­но­раб­мол», вы­пус­тив­шую, в ча­ст­но­сти, ки­но­фель­е­тон «На­кипь» (1930) и се­рию до­ку­мен­таль­ных ки­но­очер­ков «Ро­ди­на моя – ком­со­мол» (1930–31). В 1930 Л. воз­гла­вил ком­со­моль­скую ки­но­груп­пу в со­ста­ве ки­ев­ской ки­но­сту­дии «Ук­ра­ин­фильм», в 1931–1932 по­ста­вил ряд пол­но­мет­раж­ных агит­про­пфиль­мов о ком­со­моль­цах Дон­бас­са («Италь­ян­ка», «Эше­лон № …») и пио­не­рах («Ко­реш­ки ком­му­ны»). Зву­ко­вой ки­но­де­бют Л. «Мо­ло­дость» (1934) – о ком­со­моль­ском под­по­лье вре­мён Гражд. вой­ны 1917–22. Круп­ным ус­пе­хом ста­ла ки­но­са­га о трёх по­ко­ле­ни­ях шах­тёр­ской се­мьи в Дон­бас­се «Я люб­лю» (по ав­то­био­гра­фич. ро­ма­ну А. О. Ав­де­ен­ко, 1936), где Л. впер­вые про­де­мон­ст­ри­ро­вал од­ну из силь­ней­ших сто­рон сво­его та­лан­та – без­упреч­ный ан­самбль и вир­ту­оз­ную ра­бо­ту с ак­тё­ра­ми (Н. М. Уж­вий, В. Р. Гар­дин, И. П. Чу­ве­лёв, А. П. Чис­тя­ков и др.). Эти ка­че­ст­ва пре­ж­де все­го оп­ре­де­ли­ли и ши­ро­кий мас­со­вый ус­пех его филь­ма о мо­ло­дё­жи совр. Дон­бас­са «Боль­шая жизнь» (1940, 1-я серия; Гос. пр. СССР, 1941) с уча­сти­ем Б. Ф. Ан­д­рее­ва, П. М. Алей­ни­ко­ва, М. Н. Бер­не­са. Ре­жис­сёр соз­дал празд­нич­но-ге­ро­ич. муз. дей­ст­во, че­му спо­соб­ст­во­ва­ло со­труд­ни­че­ст­во с Н. В. Бо­го­слов­ским (пес­ни, на­пи­сан­ные им для филь­мов Л., об­ре­ли все­на­род­ную по­пу­ляр­ность). В 1941–43 Л. ра­бо­тал в Таш­кен­те (ку­да в на­ча­ле вой­ны бы­ла эва­куи­ро­ва­на Ки­ев­ская ки­но­сту­дия). В 1942 за­вер­шил на­ча­тый на­ка­ну­не Вел. Отеч. вой­ны ф. «Алек­сандр Пар­хо­мен­ко»; од­но­вре­мен­но сни­мал ко­рот­ко­мет­раж­ные сю­же­ты для «Бое­вых ки­но­сбор­ни­ков». В иск-ве Л. яр­ко про­яви­лась фольк­лор­ная при­ро­да мас­со­во­го ки­но­зре­ли­ща, что в пол­ной ме­ре на­шло от­ра­же­ние в ф. «Два бой­ца» (1943), од­ном из са­мых зна­чит. про­из­ве­де­ний сов. ки­но во­ен. пе­рио­да. Даль­ней­шая ра­бо­та Л. бы­ла свя­за­на с ки­но­сту­ди­ей им. М. Горь­ко­го в Мо­скве (до 1948 «Со­юз­дет­фильм», Л. – худ. рук. в 1944–46). По­сле ф. «Это было в Дон­бас­се» (1945), где Л. вы­сту­пил и как со­ав­тор сце­на­рия, он при­сту­пил к по­ста­нов­ке 2-й се­рии ф. «Боль­шая жизнь». Вы­ра­жен­ное в филь­ме ощу­ще­ние сво­бо­ды, об­ре­тён­ное в го­ды вой­ны, и свя­зан­ные с ним на­де­ж­ды на прин­ци­пи­аль­ное смяг­че­ние со­ци­аль­ной сис­те­мы в по­сле­во­ен­ном ми­ре, как и ли­ри­че­ски-ин­тим­ная ин­то­на­ция му­зы­ки Бо­го­слов­ско­го, вы­зва­ли ак­тив­ное не­при­ятие выс­ше­го ру­ко­во­дства, за­кре­п­лён­ное в по­ста­нов­ле­нии ЦК ВКП(б) «О ки­но­филь­ме "Боль­шая жизнь"» (1946). Кар­ти­на бы­ла за­пре­ще­на и вы­шла на эк­ра­ны в 1958. Филь­мы «Ря­до­вой Алек­сандр Мат­ро­сов» (1948) и «До­нец­кие шах­тё­ры» (1951, пр. Мкф в Кар­ло­ви-Ва­ри; Гос. пр. СССР, 1952) вы­дер­жа­ны в па­рад­ной эс­те­ти­ке позд­не­го ста­лин­ско­го пе­рио­да. В эпо­ху «ма­ло­кар­ти­нья» Л. эк­ра­ни­зи­ро­вал спек­так­ли Ма­ло­го те­ат­ра по пье­сам М. Горь­ко­го – «Вар­ва­ры» и «Вас­са Же­лез­но­ва» (оба 1953). Боль­шо­го зри­тель­ско­го ус­пе­ха ре­жис­сёр до­бил­ся в ме­ло­дра­ме «Раз­ные судь­бы» (1956). По­став­лен­ная на «мо­ло­дёж­ном» ма­те­риа­ле с сю­же­том о столк­но­ве­нии «ак­тив­ной» и «по­тре­би­тель­ской» жиз­нен­ной по­зи­ции кар­ти­на (об­ви­нён­ная кри­ти­кой в «ме­щан­ст­ве») пред­вос­хи­ти­ла мо­дель совр. мно­го­се­рий­ной «те­ле­но­вел­лы». Л. умер во вре­мя вы­бо­ра на­ту­ры для ф. «Це­на че­ло­ве­ка» (осн. ра­бо­та по филь­му, вы­шед­ше­му в про­кат в 1965 под назв. «Верь­те мне, лю­ди», бы­ла про­ве­де­на ре­жис­сё­ра­ми И. Я. Гу­ри­ным и В. Б. Бе­рен­штей­ном). Сре­ди др. филь­мов: «Мать» (1941), «Об этом за­бы­вать нель­зя» (1954), «К но­во­му бе­ре­гу» (1955, совм. с Латв. ССР), «Оле­ко Дун­дич» (1958, совм. с Юго­сла­ви­ей), «Две жиз­ни» (1961). На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на.

Соч.: [Вос­по­ми­на­ния] // Как я стал ре­жис­се­ром. М.,1946.

Лит.: Ку­ли­ков С. И. Л. Лу­ков: Очерк жиз­ни и твор­че­ст­ва ки­но­ре­жис­се­ра. К., 1985.

Вернуться к началу