Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛУСПЕКА́ЕВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 157

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. В. Холмогорова
П. Б. Луспекаев в фильме «Белое солнце пустыни».

ЛУСПЕКА́ЕВ Па­вел Бо­ри­со­вич (20.4.1927, Лу­ганск – 17.4.1970, Мо­ск­ва), рос. ак­тёр, засл. арт. РСФСР (1965). Уча­ст­ник Вел. Отеч. вой­ны. В 1944–46 ак­тёр вспо­мо­гат. со­ста­ва Во­ро­ши­лов­град­ско­го об­ла­ст­но­го рус. дра­ма­тич. те­ат­ра. В 1950 окон­чил Те­ат­раль­ное уч-ще им. М. С. Щеп­ки­на в Мо­ск­ве (курс К. А. Зу­бо­ва). В 1950–56 в Рус. дра­ма­тич. те­ат­ре им. А. С. Гри­бое­до­ва (Тби­ли­си): Хле­ста­ков («Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля), Три­го­рин («Чай­ка» А. П. Че­хо­ва), Алек­сей («Оп­ти­ми­сти­че­ская тра­ге­дия» В. В. Виш­нев­ско­го). В 1956–59 в Ки­ев­ском рус. дра­ма­тич. те­ат­ре им. Ле­си Ук­ра­ин­ки. Де­бю­ти­ро­вал здесь в 1957 ро­лью Бак­ла­но­ва («Вто­рое ды­ха­ние» А. Кро­на), став­шей за­мет­ным со­бы­ти­ем. В 1959 при­гла­шён Г. А. Тов­сто­но­го­вым в БДТ на роль Чер­ку­на («Вар­ва­ры» М. Горь­ко­го). Сре­ди ро­лей в этом те­ат­ре: Вик­тор («Ир­кут­ская ис­то­рия» А. Н. Ар­бу­зо­ва), Гай­дай («Ги­бель эс­кад­ры» А. Е. Кор­ней­чу­ка), Гал­лен («Не скло­нив­шие го­ло­вы» Н. Ду­гла­са, Г. Сми­та), Бо­нар («Чет­вёр­тый» К. М. Си­мо­но­ва), Ма­кар На­гуль­нов («Под­ня­тая це­ли­на» по М. А. Шо­ло­хо­ву). Яр­кая внеш­ность, мощ­ный тем­пе­ра­мент, му­же­ст­вен­ная про­сто­та и под­лин­ность сце­нич. су­ще­ст­во­ва­ния сде­ла­ли Л. од­ной из круп­ней­ших фи­гур зна­ме­ни­то­го ак­тёр­ско­го ан­самб­ля, соз­дан­но­го Тов­сто­но­го­вым в БДТ. В эпо­ху тор­же­ст­ва реф­лек­си­рую­ще­го ге­роя Л. при­вёл на сце­ну че­ло­ве­ка, проч­но сто­яв­ше­го на зем­ле, об­ла­дав­ше­го да­ром жить жад­но, упо­ён­но, раз­ма­ши­сто, го­то­во­го рас­пла­чи­вать­ся за свои ошиб­ки стра­да­ни­ем. В 1967 из-за бо­лез­ни ос­та­вил те­атр. В ки­но с 1955. Эк­ран­ная ор­га­ни­ка, обая­ние юмо­ра, без­оши­боч­ное ощу­ще­ние жан­ра спо­соб­ст­во­ва­ли по­яв­ле­нию вы­даю­щей­ся ки­но­ра­бо­ты Л. – об­раза Ве­ре­ща­ги­на в ф. «Бе­лое солн­це пус­ты­ни» В. Я. Мо­ты­ля (1970; Гос. пр. РФ, 1997, посм.). Сре­ди др. филь­мов: «Бал­тий­ское не­бо», «Ка­про­но­вые се­ти», «Иду на гро­зу», «Рес­публи­ка ШКИД», «Дол­гая сча­ст­ли­вая жизнь», «Три тол­стя­ка», «Про­ис­ше­ст­вие, ко­то­ро­го ни­кто не за­ме­тил», «Обе­ща­ние сча­стья». Ра­бо­тал на ТВ (Ноз­д­рёв – «Мёрт­вые ду­ши» по Го­го­лю, Мат­вей Ко­же­мя­кин – «Мат­вей Ко­же­мя­кин» по Горь­ко­му).

Лит.: П. Лус­пе­ка­ев: Вос­по­ми­на­ния об ак­те­ре. Л., 1977; Ла­ни­на Т. П. Лус­пе­ка­ев. СПб., 2003.

Вернуться к началу