ЛЮНЬЕ́-ПО
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЮНЬЕ́-ПО (Lugné-Poe) (наст. фам. Люнье, Lugné) Орельен Мари (27.12.1869, Париж – 19.6.1940, Вильнёв-лез-Авиньон), франц. театральный режиссёр, актёр. В 1886 вместе с Ж. Бурдоном организовал в парижском лицее Кондорсе любительский театр «Кружок школяров» (первое представление состоялось 5.3.1887). Наиболее значит. постановка Л.-По с этой труппой – «Женщина с моря» Г. Ибсена (1892). Одновременно в 1888 поступил на драматич. курсы Парижской конс. (класс Г. Вормса). С окт. 1888 полтора года играл в «Свободном театре» А. Антуана (Елецкий – «Нахлебник» И. С. Тургенева). С мая 1891 в эксперим. символистском «Театр д’Ар» («Художественный театр») П. Фора, где принял участие в подготовке первых спектаклей по пьесам М. Метерлинка: «Непрошеная» (исполнил роль Деда) и «Слепые» (роль Первого Слепорождённого). 6.10.1893 постановкой пьесы «Росмерсхольм» Ибсена Л.-По открыл в Париже театр «Эвр» («Творчество»), программой которого стала разработка символистской эстетики: создание новой реальности путём синтеза пантомимы, театра теней, света, цвета, запаха, декорационного оформления и т. д. Интерпретация «Строителя Сольнеса» Ибсена (1894; Л.-По – режиссёр и исполнитель гл. роли) побудила Метерлинка опубликовать программную ст. «Трагическое повседневное», в которой сформулированы символистская концепция трагического, принцип диалога «второго порядка» (возникающего помимо слов). Претворяя эти принципы в жизнь, Л.-По использовал особое звучание текста (актёры несколько растягивали слова, составляя их в музыкально звучащие фразы), плоскостную мизансцену, условную «скандинавскую» атмосферу, принцип теней, тюлевый занавес и т. д. Большое значение имело сотрудничество Л.-По с художниками группы «Наби». Деятельность Л.-По способствовала формированию символистской театральной критики: К. Моклер, А. Боэр, Ж. Леметр, Ф. Фенеон. Среди постановок первого сезона: «Враг народа» Ибсена, «Одинокие» Г. Гауптмана, «Свыше наших сил» Б. Бьёрнсона, «Кристальный паук» Рашильд, «Кредиторы» А. Стриндберга. В дальнейшем репертуар расширился: «Аннабелла» Дж. Форда (1894, Л.-По в роли Джованни), «Глиняная повозка» Шудраки и «Шакунтала» Калидасы (обе 1895, оформление А. Тулуз-Лотрека), «Саломея» О. Уайльда (1896, первая пост.). С 1895 на сцене театра «Эвр» играла С. Депре (впоследствии ведущая актриса труппы и жена Л.-По). Среди ведущих исполнителей также: Б. Бади, Л. Лара, Э. де Макс. В сезоне 1905/06 в театре «Эвр» играла Э. Дузе.
Этапным в истории мирового театра стал спектакль «Король Убю» А. Жарри (1896). Найденный Л.-По сценич. язык, гротескные персонажи, игровая стихия предвещали рождение авангардистской эстетики 20 в. В спектакле контрастно соединялись разл. театральные жанры: мистерия и фарс, хроника и аристофановская комедия, высокая трагедия и политич. памфлет. Условное оформление А. Тулуз-Лотрека, П. Серюзье, П. Рансона, П. Боннара, Э. Вюйара, А. Жарри открывало широкие возможности для актёрской импровизации. Новые эстетич. принципы «Короля Убю» получили развитие в спектакле «Ревизор» Н. В. Гоголя, поставленном Л.-По в 1898. Конфликт строился на противопоставлении безликого совр. обывателя Хлестакова (первая комич. роль Л.-По) и карнавальной стихии города, представленного яркими и стилизованными персонажами, соединяющимися в единую массу.
Почувствовав кризис в условиях засилья коммерч. театра, Л.-По в 1899 закрыл «Эвр». Осуществлял отд. постановки в Париже, гастролировал по миру с С. Депре (в т. ч. в 1915 – в России), организовывал гастроли Э. Дузе, А. Дункан. В 1912 возродил театр «Эвр». Вошёл в историю театра как первый постановщик ранних пьес Р. Роллана («Аэрт» и «Волки», 1898; «Триумф разума», 1899), Э. Верхарна («Монастырь», 1900), П. Клоделя («Благая весть Марии», 1912; «Залог», 1914), Ф. Кроммелинка («Великолепный рогоносец» и «Ваятель масок», 1920), А. Салакру («Земной круговорот», 1925). В театре «Эвр» в 1921 как актёр дебютировал А. Арто. В 1929 Л.-По отошёл от руководства театром. Сотрудничал с разл. парижскими труппами. Написал воспоминания о франц. театре кон. 19 – нач. 20 вв.