МАКСИ́МОВА
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАКСИ́МОВА Екатерина Сергеевна (1.2.1939, Москва – 28.4.2009, там же), рос. артистка балета, педагог, нар. арт. СССР (1973). Жена В. В. Васильева, внучка Г. Г. Шпета. По окончании МХУ (педагог Е. П. Гердт) в 1958–88 в Большом театре, где совершенствовалась под рук. Г. С. Улановой. Безупречность академич. школы классич. танца, редкая музыкальность, сценич. обаяние и великолепные природные данные выделяли М. с первых проф. шагов, позволив балерине войти в число эталонных интерпретаторов большинства партий рус. балетного репертуара 19 в. (Жизель – «Жизель» А. Адана, Принцесса Флорина и Аврора – «Спящая красавица» П. И. Чайковского, Китри – «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса). Сотрудничество с хореографом Ю. Н. Григоровичем (М. – первая исполнительница партий в его балетах: «Щелкунчик» Чайковского – Мари, «Спартак» А. И. Хачатуряна – Фригия) и сложившийся сценич. дуэт с Васильевым позволили М. создать образы героинь, проходящих путь от расцветающей юной женственности до жертвенности. Первая исполнительница партий в балетах Васильева (Эола – «Икар» С. М. Слонимского, Балерина – «Эти чарующие звуки» на муз. Ж. Ф. Рамо, В. А. Моцарта, Дж. Торелли, Солистка – «Я хочу танцевать» на муз. рус. композиторов, Солистка – «Фрагменты одной биографии» на муз. аргент. композиторов, Анюта – «Анюта» на муз. В. А. Гаврилина, Золушка – «Золушка» С. С. Прокофьева), Д. А. Брянцева (Шурочка Азарова – «Гусарская баллада» Т. Н. Хренникова). М. была одной из первых сов. балерин, активно осваивавших зап. репертуар: участвовала в постановках Дж. Кранко (Татьяна – «Онегин» на муз. Чайковского), Р. Пети (Роза – «Голубой ангел» на муз. М. Констана), М. Бежара (Юлия – «Ромео и Юлия» на муз. Г. Берлиоза), П. Лакотта (Натали – «Натали, или Швейцарская молочница» А. Гировца и М. Карафы ди Колобрано; первое исполнение в СССР). Среди др. партий: Джульетта («Ромео и Джульетта» Прокофьева), Ева («Сотворение мира» А. П. Петрова). Актёрская выразительность М. способствовала развитию жанра фильма-балета, в котором балерина работала много лет: Девочка («Трапеция»), Элиза Дулиттл («Галатея»), Петер («Старое танго»), Анюта («Анюта», Гос. пр. РСФСР, 1984), Примадонна («Чаплиниана») и др. Снималась в телефильмах-концертах «Хореографическая симфония», «Хореографические новеллы», «Гран па в белую ночь»; в фильме-опере «Травиата» (реж. Ф. Дзеффирелли) и экранизациях мн. балетов. Творчеству М. и Васильева посвящены телефильмы «Дуэт» (1973), «И осталось, как всегда, недосказанное что-то...» (1990), франц. ф. «Катя и Володя» (1989). Как драматич. актриса выступила в ф. «Фуэте», телефильмах «Жиголо и жиголетта», «Классная дама», в моноспектакле «Песнь Песней» по Библии. Окончив в 1980 педагогич. отделение балетмейстерского ф-та ГИТИСа, с 1982 преподавала в нём (с 1991 РАТИ), с 1996 проф. С 1990 балетмейстер-репетитор театра «Кремлёвский балет» (Москва), с 1998 – Большого театра. Среди учениц: Н. Г. Балахничёва, С. А. Лунькина, М. А. Рыжкина. 1-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в Варне (1964). Пр. Анны Павловой (1969), пр. Мариуса Петипа (1972), обе – Париж. Гос. пр. СССР (1981), Гос. пр. РСФСР (1991). Награждена орденом Ленина (1976).