МАРТЫ́НОВ
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРТЫ́НОВ Александр Евстафьевич [8(20).7.1816, С.-Петербург – 16(28).8.1860, Харьков; похоронен в С.-Петербурге], рос. актёр. Воспитывался в С.-Петерб. театральном уч-ще (1827–35), сначала в балетном классе Ш. Дидло и в декорационно-живописном у худ. А. Коноппи, затем в драматич. классе П. А. Каратыгина (см. Каратыгины). В 1836 зачислен в труппу Александринского театра. Играл в водевилях, комедиях, мелодрамах, тонко ощущая природу жанра; создавал живые типы, виртуозно перевоплощаясь, придумывая внешность и характер своим героям. Неудовлетворённый успехом в этих жанрах, попробовал себя в драматич. роли ламповщика Тома («Великий актёр, или Любовь дебютантки» П. П. Каменского). Но публика не приняла М. в новом качестве, как и в роли Хлестакова («Ревизор» Н. В. Гоголя), хотя Л. Н. Толстой считал М. «первым настоящим Хлестаковым». В 1846 М. сыграл злодея-ростовщика Дряжкина («Кащей, или Пропавший перстень» К. Д. Ефимовича), показав себя истинным трагич. артистом. Роль Боярышникова в пьесе И. Е. Чернышёва «Не в деньгах счастье», написанной специально для М. на основе его рассказов о себе, произвела настоящий фурор и стала поводом для уникального в истории отеч. культуры обеда, данного литераторами в честь актёра. В дальнейшем гл. успехи М. были связаны с драматургией А. Н. Островского (Маломальский – «Не в свои сани не садись», Коршунов – «Бедность не порок», Бальзаминов – «Женитьба Бальзаминова», Тихон – «Гроза») и И. С. Тургенева (Шпундик и Мошкин – «Холостяк», Мирволин – «Завтрак у предводителя», Ступендьев – «Провинциалка»). Актёрский диапазон М. простирался от остросатирич., иногда пародийно-гротескного комизма до высокой трагедии. Его игра, основанная на тончайшем раскрытии душевного мира героя, глубокой искренности и при этом изощрённой технике и искусстве импровизации, оказала значит. влияние на дальнейшее развитие рус. актёрской школы. Среди др. ролей: Митрофан («Недоросль» Д. И. Фонвизина), Подколёсин, Ихарев («Женитьба», «Игроки» Гоголя), Бартоло («Севильский цирюльник» П. Бомарше), Гарпагон, Журден («Скупой», «Мещанин-дворянин» Мольера), Фамусов («Горе от ума» А. С. Грибоедова).