МЕССЕРЕ́Р
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕССЕРЕ́Р Асаф Михайлович [6(19).11.1903, Вильна – 7.3.1992, Москва], рос. артист балета, педагог, балетмейстер, нар. арт. СССР (1976), засл. деятель искусств Литов. ССР (1953). Представитель театрально-худож. династии Мессереров-Плисецких, брат С. М. Мессерер, отец Б. А. Мессерера. Учиться балету начал в частных студиях Москвы, в т. ч. в 1918–19 в студии М. М. Мордкина. Благодаря исключит. природным данным в 16 лет принят в МХУ (педагог А. А. Горский). В 1921–54 в труппе моск. Большого театра. Обладатель феноменального прыжка и стремительного динамичного вращения, М. был одним из первых танцовщиков своего поколения, модернизировавших классич. балетную технику. Спортивный стиль, внедрённый М. на академич. сцене, трансформировал и традиц. манеру исполнения. Был одним из первых сов. артистов балета, выехавших на заруб. гастроли (1929 – Латвия, Литва, Эстония; 1932 – Латвия; 1933 – Швеция, Дания, Германия, Франция). Репертуар артиста включал ведущие партии в балетах М. И. Петипа (Зигфрид, Голубая птица, Принц – «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» П. И. Чайковского, и др.), однако наибольший успех приносили юмористич. и гротескные роли. Среди лучших партий: Базиль («Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса), Франц («Коппелия» Л. Делиба), Колен («Тщетная предосторожность» П. Гертеля), Раб («Корсар» Минкуса), Классический танцовщик («Светлый ручей» Д. Д. Шостаковича), Филипп («Пламя Парижа» Б. В. Асафьева; Гос. пр., 1947). В спектаклях совр. репертуара М. имел огромный успех не только как танцовщик, но и как балетмейстер собств. номеров, среди которых – Танец китайского божка и Танец с лентой («Красный мак» Р. М. Глиэра). Работа с хореографом К. Я. Голейзовским над партиями Зефира в «Теолинде» на музыку Ф. Шуберта и Раба и Иосифа в «Иосифе Прекрасном» С. Н. Василенко развила в М. интерес к авангардным поискам. Как постановщик танцев работал с В. Э. Мейерхольдом. Однако в Большом театре его балетмейстерская работа ограничивалась редактированием классики, в т. ч. балетов Чайковского: «Спящая красавица» (1936, совм. с А. И. Чекрыгиным и реж. Б. А. Мордвиновым; 1952, совм. с М. М. Габовичем), «Лебединое озеро» (1937). Большим успехом пользовались концертные номера в постановке М., зрелищные благодаря использованию сложнейшей техники поддержек: «Вальс» на музыку М. Мошковского, «Весенние воды» на музыку С. В. Рахманинова, «Мелодия» на музыку К. В. Глюка. Для себя М. сочинил номер «Футболист» на музыку А. Н. Цфасмана, требовавший актёрской выразительности и отточенной прыжковой техники. В репертуаре сохраняется балет М. «Класс-концерт» («Урок танца») на сборную музыку, поставленный в МХУ (1960), затем в ГАБТе (1963, возобновлён в 2007), а позднее перенесённый во многие зарубежные труппы и балетные школы. В 1920–28 преподавал в студии «Драмбалет», в 1921–23 – на вечерних курсах МХУ, в 1923–60 – в МХУ, с 1946 педагог ГАБТа, где вёл т. н. звёздный класс, в котором занимались почти все выдающиеся танцовщики труппы, а также приезжавшие совершенствоваться артисты из театров СССР и зарубежья (среди них – Г. С. Уланова, М. М. Плисецкая, О. В. Лепешинская, Р. С. Стручкова, Н. В. Тимофеева, М. Э. Лиепа, Е. С. Максимова, В. В. Васильев, М. Л. Лавровский, А. Б. Годунов, Л. И. Семеняка, Н. В. Павлова, В. М. Гордеев, Н. Г. Ананиашвили). Уроки М. отличали логично выстроенные комбинации, которые каждый день были посвящены развитию одного из движений классич. танца. Как педагог работал также за рубежом – в Бельгии, Венгрии и др. Снимался в фильмах «Большой концерт» и др. Его творчеству посвящены т/ф «Асаф Мессерер» (1989) и «Золотой век Асафа Мессерера» (2004). Гос. пр. СССР (1941).