Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИМ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 333-334

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шестакова

МИМ (греч. μῖμος  – под­ра­жа­тель, под­ра­жа­ние), 1) ма­лая фор­ма ан­тич­но­го ни­зо­во­го те­ат­ра; жанр ан­тич­ной дра­мы. Ис­то­ки М. вос­хо­дят к 8 в. до н. э.; про­ис­хо­ж­де­ние М. ус­мат­ри­ва­ют в ми­мич. тан­цах, бы­то­вав­ших в до­рий­ских ко­ло­ни­ях в Си­ци­лии. Письм. фик­са­цию М. свя­зы­ва­ют с име­на­ми Соф­ро­на и его сы­на Ксе­нар­ха, со­чи­няв­ших тек­сты для ми­мич. по­ста­но­вок.

М. пред­став­лял со­бой не­боль­шие им­про­ви­зи­ров. пред­став­ле­ния об­сцен­но­го со­дер­жа­ния на па­ро­дий­но-ми­фо­ло­гич. или бы­то­вые сю­же­ты (бра­ко­со­че­та­ние бо­гов, суп­ру­же­ские из­ме­ны, сцен­ки из бы­та ре­мес­лен­ни­ков и др.; ти­пич­ны мо­ти­вы глум­ле­ния, пе­ре­драз­ни­ва­ния, по­бо­ев и т. п.). М. вос­про­из­во­дил ха­рак­те­ро­ло­гич. осо­бен­но­сти разл. со­ци­аль­ных ти­па­жей (пас­ту­хов, зем­ле­дель­цев, сол­дат, ра­бов, па­ра­си­тов, свод­ни­ков, ге­тер и др.); от­ли­чал­ся на­ту­ра­ли­стич­но­стью и скаб­рёз­ным юмо­ром. М. со­чи­ня­лись рит­ми­зов. про­зой ли­бо в фор­ме про­зи­мет­ра; об­ла­да­ли диа­ло­гич. струк­ту­рой, но тя­го­те­ли к мо­но­дра­ме, в ко­то­рой мо­но­лог гл. ге­роя пе­ре­би­вал­ся ко­рот­ки­ми ре­п­ли­ка­ми или ми­мич. ком­мен­та­ри­ем др. пер­со­на­жей.

Де­мо­кра­тич­ность М., про­сто­та его сю­же­та и об­ще­дос­туп­ность язы­ка жес­тов обес­пе­чи­ли ему по­пу­ляр­ность в эпо­ху эл­ли­низ­ма. То­гда же из М. вы­де­ли­лась и по­лу­чи­ла са­мо­сто­ят. раз­ви­тие т. н. пан­то­ми­ма (ми­мич. та­нец на ми­фо­ло­гич. сю­жет). В 3 в. до н. э. М. ут­вер­дил­ся в лит-ре как по­этич. жанр: к не­му близ­ки не­ко­то­рые идил­лии Фео­кри­та и т. н. ми­ми­ям­бы Ге­ро­да – сцен­ки из го­род­ской жиз­ни с уча­сти­ем двух-трёх дей­ствую­щих лиц, ад­ре­со­ван­ные ско­рее обра­зо­ван­но­му слу­ша­те­лю, чем зри­те­лю из про­сто­на­ро­дья. То­гда же М. по­явил­ся в Ри­ме, где он со­еди­нил­ся с тра­ди­ция­ми ита­лий­ских муз. зре­лищ. В сер. 1 в. до н. э. М. на­чал вы­тес­нять ател­ла­ну на рим. сце­не. Де­цим Ла­бе­рий при­внёс в по­эти­ку М. лич­ные вы­па­ды про­тив со­вре­мен­ни­ков, а Пуб­ли­лий Сир – мо­раль­ный эле­мент в ви­де нра­во­учит. сен­тен­ций. Наи­боль­шей по­пу­ляр­но­сти жанр М. дос­тиг в им­пе­ра­тор­скую эпо­ху. В это вре­мя М. ста­но­вит­ся боль­шой пье­сой (т. н. ми­мич. ипо­те­за) с за­ни­ма­тель­ным, час­то за­пу­тан­ным сю­же­том, в ко­то­рой тан­цы и ак­ро­ба­ти­ка пе­ре­ме­жа­ют­ся во­каль­ны­ми но­ме­ра­ми. Для рим­ско­го М. ха­рак­тер­ны зло­бо­днев­ность, иг­ра слов, по­ли­тич. ал­лю­зии, аван­тюр­ные, эро­тич. и ан­ти­хри­сти­ан­ские мо­ти­вы. Лит. М. ока­зал влия­ние на рим­ские пал­лиа­ту, са­ти­ру, бу­ко­ли­ку, ро­ман (влия­ние М. на ста­нов­ле­ние древ­не­ат­тич. ко­ме­дии не до­ка­за­но).

Ис­пол­ни­те­ли М. пер­во­на­чаль­но но­си­ли зоо­морф­ные мас­ки, но со вре­ме­нем от­ка­за­лись от их ис­поль­зо­ва­ния; впер­вые в ан­тич­ном те­ат­ре при­об­ре­ла зна­че­ние ми­ми­ка ак­тё­ров. На­ря­ду с от­сут­стви­ем ма­сок, ко­тур­нов и хо­ра осо­бен­но­стью М. бы­ло уча­стие жен­щин-ак­трис (бы­ли М. «муж­ские» и «жен­ские»). Сна­ча­ла М. ис­пол­ня­ли бро­дя­чие ак­тё­ры – фо­кус­ни­ки, ак­ро­ба­ты, жонг­лё­ры, вы­сту­пав­шие на де­рев. под­мо­ст­ках; с 4 в. до н. э. – проф. труп­пы, да­вав­шие пред­став­ле­ния М. уже не толь­ко на го­род­ских и сель­ских пло­ща­дях, но так­же в ча­ст­ных до­мах и в ре­зи­ден­ци­ях пра­ви­те­лей. В Ри­ме по­ста­нов­ки М. шли на сце­нах гор. те­ат­ров и суб­си­ди­ро­ва­лись го­су­дар­ст­вом; от­ли­ча­лись слож­ным сце­нич. оформ­ле­ни­ем и не­ог­ра­нич. чис­лом дей­ст­ву­ющих лиц; в них не­ред­ко уча­ст­во­ва­ли де­ти и дрес­си­ров. жи­вот­ные. Не­смот­ря на от­лу­че­ние ак­тё­ров М. от церк­ви (452 н. э.) и за­прет имп. Юс­ти­ниа­на (525), М. про­дол­жал су­ще­ст­во­вать по край­ней ме­ре до 691, ко­гда ре­ше­ни­ем Трулль­ско­го со­бо­ра был осу­ж­дён как гре­хов­ное зре­ли­ще.

2) Ак­тёр – ис­пол­ни­тель ми­ма.

3) В совр. те­ат­ре – то же, что ак­тёр пан­то­ми­мы.

Лит.: Reich H. Der Mimus. B., 1903. Hil­de­s­heim, 2005; Вар­не­ке Б. В. Но­вей­шая ли­те­ра­ту­ра о ми­мах. Ка­зань, 1907; Го­лов­ня В. В. Ис­то­рия ан­тич­но­го те­ат­ра / Под ред. С. С. Аве­рин­це­ва. М., 1972; Зе­лин­ский Ф. Ф. Ге­род и его бы­то­вые сцен­ки // Зе­лин­ский Ф. Ф. Из жиз­ни идей. М., 1995. Т. 1; Тру­боч­кин Д. В. «Все в по­ряд­ке! Ста­рец пля­шет…»: рим­ская ко­ме­дия пла­ща в дей­ст­вии. М., 2005; Фрей­ден­берг О. М. Миф и ли­те­ра­ту­ра древ­но­сти. Ека­те­рин­бург, 2008.

Вернуться к началу