Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИРА́КЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 428

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шестакова

МИРА́КЛЬ (франц. miracle, от лат. mira­culum – чу­до), жанр ср.-век. те­ат­ра, изо­бра­же­ние жиз­ни к.-л. хри­сти­ан­ско­го свя­то­го и чу­дес, тво­ри­мых им или Де­вой Ма­ри­ей. Воз­ник в 12 в.; дос­тиг рас­цве­та в 13–14 вв. По­лу­чил рас­про­стра­не­ние во Фран­ции, Анг­лии, Ни­дер­лан­дах, Гер­ма­нии и Ис­па­нии (где был бли­зок жан­ру ау­то). Лит. ос­но­ву М. со­став­ляли гл. обр. жи­тия; осо­бой по­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись М. о Де­ве Ма­рии, спа­саю­щей рас­ка­яв­ше­го­ся греш­ни­ка, и о св. Ни­ко­лае. Куль­ми­на­ци­ей М. был эпи­зод чу­да, ко­то­рое и при­во­ди­ло дей­ст­вие к бла­го­по­луч­ной раз­вяз­ке. Наи­бо­лее из­вест­ны М.: «Иг­ра о Св. Ни­ко­лае» Жа­на Бо­деля (пост. в 1201; древ­ней­ший из ав­тор­ских дра­ма­тич. тек­стов во франц. лит-ре), «Ми­ракль о Тео­фи­ле» Рют­бё­фа (ок. 1261; в рус. пер. А. А. Бло­ка – под назв. «Дей­ст­во о Тео­фи­ле», 1907). По­ста­нов­ки М. осу­ще­ст­в­ля­лись кли­ром на сред­ст­ва цер­ков­но­го со­ве­та, а так­же брат­ст­ва­ми «шко­ля­ров» и ги­ст­рио­нов. В М. вни­ма­ние зри­те­ля на­прав­ле­но не на иг­ру ак­тё­ра, а на по­ста­но­воч­ные трю­ки, обес­пе­чи­ваю­щие эф­фект зри­мо­го во­пло­ще­ния чу­да. Те­ма вме­ша­тель­ст­ва свя­то­го в зем­ные де­ла обу­сло­ви­ла вклю­че­ние в М. уже на ран­них эта­пах его ис­то­рии жан­ро­вых сце­нок. Для М. ха­рак­тер­но со­че­та­ние сверхъ­ес­те­ст­вен­ных и бы­то­вых мо­ти­вов, ре­ли­ги­оз­но-ди­дак­ти­че­ско­го и раз­вле­ка­тель­но­го на­чал. С М. свя­за­но про­ник­но­ве­ние в ср.-век. ев­роп. дра­му ко­мич. эле­мен­та, офор­мив­ше­го­ся со вре­ме­нем в са­мо­сто­ят. жанр (см. Фарс). В Анг­лии тер­ми­ном «М.» обо­зна­ча­ли так­же мис­те­рию. В 16–17 вв. фор­му М. ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ли дра­ма­тур­ги исп. те­ат­ра «зо­ло­то­го ве­ка». В ре­пер­туа­ре школь­но­го те­ат­ра М. со­хра­нял­ся по мень­шей ме­ре до кон. 17 в. В нач. 20 в. к М. об­ра­ща­лись сим­во­ли­сты М. Ме­тер­линк («Се­ст­ра Бе­ат­ри­са», 1900; «Чу­до Св. Ан­то­ния», 1903), К. Г. Фоль­мёллер (ми­мод­ра­ма «Ми­ракль», пост. в 1911, реж. М. Рейн­хардт; эк­ра­ни­зи­ро­ва­на в 1912) и др.

Изд.: English miracle plays, moralities and in­terludes / Ed. A. W. Pollard. 8th ed. Oxf., 1978.

Лит.: Ebel U. Das altromanische Mirakel: Ur­sprung und Geschichte einer literarischen Gat­tung. Hdlb., 1965; Ukena E. Die deutschen Mi­rakelspiele des Spätmittelalters. Studien und Texte. Bern, 1975; Gingras F. Les miracles de Notre-Dame dans la typologie des genres nar­ratifs des XIIe et XIIIe siècles // Por s’onor croistre. Ottawa, 2008.

Вернуться к началу