Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОСКВИ́Н

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 235

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




И. М. Москвин в роли царя Фёдора («Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого).

МОСКВИ́Н Иван Ми­хай­ло­вич [6(18).6.1874, Мо­ск­ва – 16.2.1946, там же], рос. ак­тёр, нар. арт. СССР (1936). Брат М. М. Тар­ха­но­ва. В 1896 окон­чил Му­зы­каль­но-дра­ма­тич. уч-ще Моск. фи­лар­мо­нич. об-ва (класс Вл. И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко), по­сле че­го был при­гла­шён в га­ст­роль­ную по­езд­ку Г. Н. Фе­до­то­вой. Се­зон 1896/97 ра­бо­тал в ан­тре­при­зе З. А. Ма­ли­нов­ской в Яро­слав­ле (сыг­рал 77 ро­лей, б. ч. во­де­виль­ных и ко­ми­че­ских), се­зон 1897/98 – в Те­ат­ре Кор­ша в Мо­ск­ве. Ак­тёр МХТ с мо­мен­та его ос­но­ва­ния: в день от­кры­тия те­ат­ра (14.10.1898) ис­пол­нил роль ца­ря Фё­до­ра («Царь Фё­дор Ио­ан­но­вич» А. К. Тол­сто­го), рас­крыв­шую его глу­бо­кий тра­ге­дий­ный та­лант. Эту роль, став­шую ле­ген­дар­ной в ис­то­рии рус. те­ат­ра, М. иг­рал в те­че­ние всей жиз­ни. Ве­ли­ко­леп­но знал быт, нра­вы ста­рой Мо­ск­вы, её соч­ный го­вор и ти­пы, об­ла­дал да­ром глу­бо­ко­го по­сти­же­ния нар. ха­рак­те­ра, склон­но­стью к им­про­ви­за­ции. Мно­го­гран­ность да­ро­ва­ния М. про­яви­лась в по­ста­нов­ках отеч. дра­ма­тур­гии: Лу­ка («На дне» М. Горь­ко­го), Епи­хо­дов («Виш­нё­вый сад» А. П. Че­хо­ва), За­го­рец­кий («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва), Го­лут­вин, Хлы­нов, Флор Фе­ду­лыч («На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты», «Го­ря­чее серд­це», «По­след­няя жерт­ва» А. Н. Ост­ров­ско­го), штабс-ка­пи­тан Сне­ги­рёв и Фо­ма Опи­скин («Бра­тья Ка­ра­ма­зо­вы» и «Се­ло Сте­пан­чи­ко­во» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му), Фе­дя Про­та­сов («Жи­вой труп» Л. Н. Тол­сто­го), Про­ко­фий Па­зу­хин («Смерть Па­зу­хи­на» М. Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на), Пу­гачёв («Пу­га­чёв­щи­на» К. А. Тре­нё­ва), Чер­ва­ков («Ун­ти­ловск» Л. М. Ле­о­но­ва), Ноз­д­рёв («Мёрт­вые ду­ши» по Н. В. Го­го­лю), Иван Гор­лов («Фронт» А. Е. Кор­ней­чу­ка; Гос. пр. СССР, 1943), контр-ад­ми­рал Бе­ло­бров («Офи­цер фло­та» А. А. Кро­на; Гос. пр. СССР, 1946) и др. Уча­ст­во­вал как ре­жис­сёр в соз­да­нии спек­так­лей «Си­няя пти­ца» М. Ме­тер­лин­ка и «Ре­ви­зор» Гого­ля (оба 1908), «Ме­сяц в де­рев­не» И. С. Тур­ге­не­ва (1909), «Смерть Па­зу­хи­на» (1914), «Три тол­стя­ка» Ю. К. Оле­ши (1930). С 1943 ди­рек­тор МХАТа. В ки­но с нач. 1920-х гг. Снял­ся в филь­мах «По­ли­куш­ка», «Кол­леж­ский ре­ги­ст­ра­тор», «Чи­ны и лю­ди», «Зло­умыш­лен­ник» и др. На­граж­дён 2 ор­де­на­ми Ле­ни­на.

Лит.: Мар­ков П. Те­ат­раль­ные порт­ре­ты. М.; Л., 1939; Ви­лен­кин В. Я. И. М. Мо­ск­вин на сце­не Мо­с­ков­ско­го Ху­до­же­ст­вен­но­го те­ат­ра. М., 1946; И. М. Мо­ск­вин. Ста­тьи и ма­те­риа­лы. М., 1948; По­ля­ко­ва Е. И. И. М. Мо­ск­вин. М., 1995; Мо­с­ков­ский Ху­до­же­ст­вен­ный те­атр, 100 лет. М., 1998. Т. 2.

Вернуться к началу