НЕМИРО́ВИЧ-ДА́НЧЕНКО
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕМИРО́ВИЧ-ДА́НЧЕНКО Владимир Иванович [11(23).12.1858, г. Озургеты Кутаисской губ. – 25.4.1943, Москва], рос. театральный деятель, режиссёр, писатель, педагог, нар. арт. СССР (1936). Брат Вас. И. Немировича-Данченко. В 1879 оставил физико-математич. факультет Моск. ун-та, посвятив себя журналистике и лит. деятельности. Начинал публиковаться как театральный критик (ст. «Наши провинциальные театры», 1877). Первый рассказ – «Драма на почтовой станции» (1881). Испытал влияние П. Д. Боборыкина, Л. Н. Толстого, А. Н. Островского. Как драматург дебютировал в 1882 пьесой «Шиповник». Известность принесли комедии «Счастливец» (пост. в 1887; опубл. в 1892), «Последняя воля» (1888), «Новое дело» (1890). В 1890-е гг. Н.-Д. – один из наиболее популярных драматургов: одноактная пьеса «Ёлка» (опубл. в 1892, пост. в 1896), драмы «Золото» (1895), «Цена жизни» (1896), «В мечтах» (пост. в 1901). Автор отличающихся точностью бытовых зарисовок и социально-психологич. обобщений романов «На литературных хлебах» (1891) о нравах прессы, «Старый дом (Мёртвая ткань)» (1895) об оскудении дворянских гнёзд, «Драма за сценой» (1896) из жизни актёров; повестей «Губернаторская ревизия» (1895), «В степи» (1897) – о рус. деревне пореформенного периода; рассказов, статей о драме и театре, очерков, репортажей, фельетонов.
В 1898 Н.-Д. и К. С. Станиславский основали МХТ (см. Московский Художественный академический театр; Н.-Д. – директор и режиссёр театра до конца жизни). В состав труппы вошли лучшие ученики Н.-Д. из Муз.-драматич. уч-ща Моск. филармонич. об-ва (в 1891–1901 преподавал на драматич. отделении): И. М. Москвин, В. Э. Мейерхольд, О. Л. Книппер-Чехова. Будучи зав. репертуаром, Н.-Д. определял идейно-репертуарную линию театра. Первым понял новаторство драматургии А. П. Чехова, стал инициатором привлечения к драматургич. деятельности М. Горького, помогая ему советами при создании первых пьес («Мещане» и «На дне»), написанных для МХТ. Вместе со Станиславским поставил «На дне» (1902) и все пьесы Чехова (самостоятельно поставил «Иванова», 1904), с предельной зоркостью вскрывая их сущность, увлекая актёров блестящим психологич. анализом образов, тонкостью режиссёрских приёмов. Он ввёл в репертуар театра и поставил пьесы Г. Ибсена («Когда мы, мёртвые, пробуждаемся», 1900; «Столпы общества», 1903; «Росмерсхольм», 1908), Г. Гауптмана («Одинокие», 1899, со Станиславским). В 1905–1906 значит. событиями стали спектакли «Дети Солнца» Горького (поставил со Станиславским) и «Бранд» Ибсена. В числе крупнейших работ Н.-Д. – «Юлий Цезарь» У. Шекспира (1903). Серьёзное внимание Н.-Д. уделял рус. классике: «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1906), «Ревизор» Н. В. Гоголя (1908) – оба со Станиславским, «Борис Годунов» А. С. Пушкина (1907), «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского (1910), «Живой труп» Л. Н. Толстого (1911), «Нахлебник» И. С. Тургенева (1912), «Смерть Пазухина» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1914), «Каменный гость» Пушкина (1915). В совр. рус. драматургии Н.-Д. стремился найти возможность укрупнения тематики и театральных приёмов, идя к монументальной сценич. форме. Сложными и длительными стали творч. связи Н.-Д. с Л. Н. Андреевым («Анатэма», 1908; «Екатерина Ивановна», 1912; «Мысль», 1914). Острой тревогой была пронизана постановка мрачной экспрессивной пьесы С. С. Юшкевича «Miserere» (1910). Н.-Д. одним из первых начал перерабатывать для сцены повествоват. прозу: «Братья Карамазовы» (1910), «Бесы» (под назв. «Николай Ставрогин», 1913) по романам Ф. М. Достоевского.
После 1917 Н.-Д. разрабатывал проект реорганизации моск. Большого театра, стал одним из основателей и редакторов ж. «Культура театра» (1921), выступал с многочисл. лекциями и беседами. В 1919 основал в Москве Муз. студию (с 1926 Муз. театр им. Вл. И. Немировича-Данченко; в 1941 объединился с Оперным театром им. К. С. Станиславского, образовав Муз. театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко); он стремился воспитать актёра, в равной мере владевшего драматич. и муз. мастерством. Начав с работы над опереттами «Дочь Анго» Ш. Лекока (1920), осуществлённой в стиле гравюры времён Вел. франц. революции, и «Перикола» Ж. Оффенбаха (1922), поставленной как мелодрама-буфф, Н.-Д. обратился к «Лизистрате» Аристофана (1923), которую трактовал как нар. сатирич. комедию с музыкой. В 1926–27 сотрудничал с амер. киностудиями, написал ряд сценариев, в т. ч. по мотивам своих пьес. Во МХАТе поставил «Пугачёвщину» (1925) и «Любовь Яровую» (1936) К. А. Тренёва, «Блокаду» Вс. В. Иванова (1929), «Половчанские сады» Л. М. Леонова (1939). Под рук. Н.-Д. происходила реорганизация МХАТа, он способствовал обновлению труппы, привлекая в неё молодых актёров. Режиссура Н.-Д. в эти годы получила окончательную стройную завершённость, приобрела чёткую худож. целеустремлённость, уверенность психологич. разработки образов, точность формы. Н.-Д. было свойственно безошибочное понимание авторского стиля, блестящее умение работать с актёрами. Для теории и практики театра чрезвычайно важно разработанное Н.-Д. учение о синтезе «трёх восприятий» (социального, психологич. и театрального), в слитности которых он видел непреложное условие подлинного творчества; о «втором плане сценич. жизни актёра» и о «зерне» образа (близкое учению о «сверхзадаче» Станиславского), о «мужественной простоте», о «физическом самочувствии» и т. д. Значит. вкладом в иск-во театра стали инсценировки романов Л. Н. Толстого «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937), постановки «Грозы» А. Н. Островского (1934), «Горя от ума» А. С. Грибоедова (1938). Поставил пьесы М. Горького «Егор Булычов и другие» (1934) и «Враги» (1935). В 1940 Н.-Д. создал ставший легендой рус. театра спектакль «Три сестры», постигнув и дав почувствовать зрителю психологич. тонкость и обаяние пьесы А. П. Чехова. Последней работой Н.-Д. стали «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина (1942; Гос. пр. СССР, 1943). В 1943 по инициативе Н.-Д. создана Школа-студия при МХАТе, с того же года носящая его имя. Гос. пр. СССР (1942). Награждён орденом Ленина (1937).