Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НИЖИ́НСКАЯ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 671

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Сцена из балета «Голубой экспресс» Д. Мийо. Хореограф Б. Ф. Нижинская.

НИЖИ́НСКАЯ Бро­ни­сла­ва Фо­ми­нич­на [27.12.1890(8.1.1891), Минск – 22.2.1972, Лос-Анд­же­лес], рос. ар­ти­ст­ка ба­ле­та, хо­рео­граф, пе­да­гог. Дочь польск. тан­цов­щи­ков Э. Бе­ре­ды и Ф. Ни­жин­ско­го, се­ст­ра В. Ф. Ни­жин­ско­го. В 1908 окон­чи­ла С.-Пе­терб. те­ат­раль­ное уч-ще и бы­ла при­ня­та в труп­пу Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра, ко­то­рую по­ки­ну­ла в 1911 в знак про­тес­та про­тив уволь­не­ния бра­та. В 1909–1913 вы­сту­па­ла в спек­так­лях Рус­ских се­зо­нов С. П. Дя­ги­ле­ва. Пар­тии в ба­ле­тах М. М. Фо­ки­на: Ба­боч­ка («Кар­на­вал» на му­зы­ку Р. Шу­ма­на), Улич­ная тан­цов­щи­ца («Пет­руш­ка» И. Ф. Стра­вин­ско­го). В 1914 уча­ст­во­ва­ла в лон­дон­ской ан­тре­при­зе В. Ф. Ни­жин­ско­го. В 1915–1921 вы­сту­па­ла и пре­по­да­ва­ла в Кие­ве (сре­ди уче­ни­ков – С. Ли­фарь). В 1921 эмиг­ри­ро­ва­ла. В 1921–24 тан­цов­щи­ца, ба­лет­мей­стер (с 1921) и реж. труп­пы Рус­ский ба­лет Дя­ги­ле­ва. Сре­ди по­ста­но­вок: «Бай­ка про Ли­су, Пе­ту­ха, Ко­та да Ба­ра­на» Стра­вин­ско­го (1922), «Ла­ни» («Ло­рет­ки») Ф. Пу­лен­ка, «До­куч­ные» Ж. Ори­ка, «Го­лу­бой экс­пресс» Д. Мийо (все 1924). По­став­лен­ная в 1923 «Сва­деб­ка» Стра­вин­ско­го соз­да­ла Н. ре­пу­та­цию од­но­го из ре­фор­ма­то­ров хо­рео­гра­фии 20 в. В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. ба­лет­мей­стер в Па­риж­ской опе­ре, в те­ат­ре «Ко­лон» (Бу­энос-Ай­рес), в труп­пе Иды Ру­бин­штейн («Бо­ле­ро» на му­зы­ку М. Ра­ве­ля, 1928) и др. В 1933–34 воз­глав­ля­ла собств. труп­пу. По­ста­ви­ла ба­ле­ты: «Этю­ды» на му­зы­ку И. С. Ба­ха, «Ва­риа­ции» на му­зы­ку Л. ван Бет­хо­ве­на (оба 1932), «Гам­лет» на му­зы­ку Ф. Лис­та (1934; ис­пол­ни­ла за­глав­ную пар­тию). В 1937 ру­ко­во­ди­ла па­риж­ской труп­пой «Поль­ский ба­лет»; ра­бо­та­ла в Бер­ли­не у М. Рейн­хард­та (по­ста­ви­ла тан­цы в опе­ре «Сказ­ки Гоф­ма­на» Ж. Оф­фен­ба­ха и в ф. «Сон в лет­нюю ночь»). В 1938 ос­но­ва­ла в Лос-Анд­же­ле­се ба­лет­ную шко­лу. С 1952 ру­ко­во­ди­ла шко­лой «Бал­ле ти­этр» (Нью-Йорк). Сре­ди её уче­ниц – Ма­рия и Мард­жо­ри Тол­чиф, А. Кент. До 1966 Н. ста­ви­ла но­вые, во­зоб­нов­ля­ла свои преж­ние ба­ле­ты в те­ат­рах раз­ных стран. Ба­ле­ты Н. во­шли в «зо­ло­той фонд» ба­лет­но­го иск-ва и вклю­че­ны в ре­пер­ту­ар ве­ду­щих трупп ми­ра.

Соч.: Шко­ла дви­же­ния: тео­рия хо­рео­гра­фии. К., 1920; A dancer’s legacy. S. F., 1986; Ран­ние вос­по­ми­на­ния. М., 1999. Ч. 1–2.

Лит.: Sokolova L. Dancing for Diaghilev. L., 1960; Haskell A. L. Ballet Russe. The age of Diaghilev. L., 1968; Кра­сов­ская В. M. Рус­ский ба­лет­ный те­атр на­ча­ла XX в. Л., 1971–1972. Ч. 1–2; Ти­хо­но­ва Н. А. Де­вуш­ка в си­нем. М., 1992; Гри­горь­ев С. Л. Ба­лет Дя­ги­ле­ва. М., 1993; Бакл Р. В. Ни­жин­ский. М., 2001; Ni­jinska collection scrapbooks. Wash., 2001; Мей­лах М. Эв­тер­па, ты? М., 2008. Т. 1: Ба­лет; Га­ра­фо­ла Л. Рус­ский ба­лет Дя­ги­ле­ва. Пермь, 2009.

Вернуться к началу