Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

НИЖИ́НСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 671-672

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




В. Ф. Нижинский – Фавн («Послеполуденный отдых фавна»). Художник Л. С. Бакст. Гуашь, акварель. 1912. «Уодсуорт Атенеум» (Хартфорд, США).

НИЖИ́НСКИЙ Вац­лав Фо­мич [17.12.1889, по др. дан­ным, 28.2(12.3).1890, Ки­ев – 8.4.1950, Лон­дон], рос. ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф. Сын польск. тан­цов­щи­ков Э. Бе­ре­ды и Ф. Ни­жин­ско­го, брат Б. Ф. Ни­жин­ской. В 1907 окон­чил С.-Пе­терб. те­ат­раль­ное уч-ще, в том же го­ду при­нят в Ма­ри­ин­ский те­атр. Вы­даю­щий­ся та­лант тан­цов­щи­ка и ак­тё­ра сра­зу вы­вел Н. на по­ло­же­ние пре­мье­ра. В ака­де­мич. ре­пер­туа­ре он стал парт­нё­ром М. Ф. Кше­син­ской, О. И. Пре­об­ра­жен­ской, А. П. Пав­ло­вой, Т. П. Кар­са­ви­ной. Пер­вый ис­пол­ни­тель гл. пар­тий в ба­ле­тах: М. М. Фо­ки­на – Бе­лый раб («Па­виль­он Ар­ми­ды» Н. Н. Че­реп­ни­на), Раб («Еги­пет­ские но­чи» А. С. Арен­ско­го), Юно­ша («Шо­пе­ниа­на» на му­зы­ку Ф. Шо­пена), Н. Г. Ле­га­та – Ура­ган («Та­лис­ман» Р. Е. Дри­го). В 1911 уво­лен из Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра за то, что са­мо­воль­но на­дел для вы­сту­п­ле­ния в ба­ле­те «Жи­зель» А. Ада­на но­вый кос­тюм по эс­ки­зу А. Н. Бе­нуа. В 1909–13 ве­ду­щий тан­цов­щик Рус­ских се­зо­нов С. П. Дя­ги­ле­ва, пер­вый ис­пол­ни­тель гл. пар­тий в ба­ле­тах, по­став­лен­ных Фо­ки­ным: «Кар­на­вал» на му­зы­ку Р. Шу­ма­на, «Шехе­раза­да» на му­зы­ку Н. А. Рим­ско­го-Кор­сако­ва (оба 1910), «Ви­де­ние ро­зы» на му­зы­ку К. М. фон Ве­бе­ра, «Пет­руш­ка» И. Ф. Стра­вин­ско­го, «Нар­цисс» Че­реп­ни­на (все 1911), «Си­ний бог» Р. Ана, «Даф­нис и Хлоя» М. Ра­ве­ля (оба 1912). В 1912 Н. по­ста­вил для труп­пы Дя­ги­ле­ва ба­лет «По­сле­по­лу­ден­ный от­дых фав­на» на му­зы­ку К. Де­бюс­си (Н. ис­пол­нил гл. пар­тию), в 1913 – «Иг­ры» на му­зы­ку Де­бюс­си и «Вес­ну свя­щен­ную» Стра­вин­ско­го. По­ста­нов­ки Н. по­лу­чи­ли про­ти­во­ре­чи­вые оцен­ки, вы­зва­ли рез­кие спо­ры пуб­ли­ки и кри­ти­ки, т. к. ло­ма­ли ус­то­яв­шие­ся ка­но­ны ака­де­мич. ба­лет­но­го спек­так­ля и клас­сич. тан­ца, от­ри­ца­ли пла­стич. жи­во­пись фо­кин­ской ре­фор­мы, пред­вос­хи­щая бу­ду­щие по­ис­ки ба­лет­но­го те­ат­ра сер. 20 в. В 1914 Н. ор­гани­зо­вал собств. труп­пу, вы­сту­пав­шую в Лон­до­не. В 1916 вер­нул­ся в труп­пу Дя­ги­ле­ва; по­ста­вил для её амер. га­ст­ро­лей ба­лет «Тиль Улен­шпи­гель» на му­зы­ку Р. Штрау­са. Как тан­цов­щик воз­ро­дил ис­кус­ст­во муж­ско­го тан­ца, со­че­тая вы­со­кую тех­ни­ку прыж­ка и пи­ру­эта с вы­ра­зи­тель­но­стью пла­сти­ки и пан­то­ми­мы. В ба­лет­мей­стер­ской дея­тель­но­сти Н. опе­ре­дил вре­мя, рас­ши­рив лек­си­ку ба­лет­но­го тан­ца и обо­га­тив сред­ст­ва его об­раз­но­сти. В 1917 пси­хич. за­бо­ле­ва­ние за­ста­ви­ло ар­ти­ста по­ки­нуть сце­ну. Судь­бе Н. по­свя­ще­ны ба­ле­ты «Ни­жин­ский, кло­ун бо­жий» (ба­летм. М. Бе­жар), «Вац­лав» (ба­летм. Дж. Ной­май­ер), «На Вос­ток к Ни­жин­ско­му» (ба­летм. М. Эй­лам), «Ни­жин­ский» («Вос­по­ми­на­ние юно­сти»; реж. и ба­летм. Б. Ма­не­гат­ти), «Жизнь ар­ти­ста, или Плен­ный фавн» (ба­летм. Н. А. Вол­ко­ва), дра­ма­тич. спек­так­ли, ки­но- и те­ле­филь­мы, опе­ра.

Соч.: Днев­ник. М., 1995.

Лит.: Reiss F. Nijinsky, ou La grâce. P., 1957; Sokolova L. Dancing for Diaghilev. L., 1960; Niehaus M. Nijinsky. Münch., 1961; Haskell A. L. Ballet Russe. The age of Diaghilev. L., 1968; Кра­сов­ская В. М. Рус­ский ба­лет­ный те­атр на­ча­ла XX в. Л., 1971–1972. Ч. 1–2; она же. Пав­ло­ва. Ни­жин­ский. Ва­га­но­ва. 2-е изд. СПб., 2009; Nijinsky dancing. N. Y., 1975; Ni­jinsky T. Nijinsky and Romola. L., 1991; Ти­хо­но­ва Н. А. Де­вуш­ка в си­нем. М., 1992; Гри­горь­ев С. Л. Ба­лет Дя­ги­ле­ва. М., 1993; Ни­жин­ская Б. Ран­ние вос­по­ми­на­ния. М., 1999. Ч. 1–2; Бакл Р. В. Ни­жин­ский. М., 2001; Ни­жин­ская Р. В. Ни­жин­ский. М., 2004; Мей­лах М. Эв­тер­па, ты? М., 2008. Т. 1: Ба­лет; Га­ра­фо­ла Л. Рус­ский ба­лет Дя­ги­ле­ва. Пермь, 2009.

Вернуться к началу