ПА́ВЛОВА
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПА́ВЛОВА Анна Павловна (Матвеевна) [31.1(12.2).1881, С.-Петербург – 23.1.1931, Гаага], рос. балерина, педагог, балетмейстер. В 1899 окончила балетное отделение Петерб. театрального уч-ща (педагоги Е. О. Вазем, П. А. Гердт) и была принята в труппу Мариинского театра. Несмотря на необычные для своего времени природные данные (удлинённые линии тела, хрупкость, утончённость, отсутствие технич. виртуозности), сразу обратила на себя внимание М. И. Петипа, который лично репетировал с начинающей балериной партии Никии («Баядерка» Л. Минкуса) и Жизели («Жизель» А. Адана). Первая исполнительница партий: Жуанита («Дон Кихот» Минкуса), Испанка («Фея кукол» Й. Байера), Анунциата («Аленький цветочек» Ф. А. Гартмана). Созданные ею образы отличали не только исключительная музыкальность и поэтичность, но и несвойственная до тех пор балету психологич. достоверность. Выступления П. в этих ролях были оценены современниками как возвращение к эпохе романтизма, считавшейся высшим достижением в развитии балетного театра. М. М. Фокин специально для П. сочинил концертный номер «Лебедь» на музыку К. Сен-Санса и балет «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, вошедшие в золотой фонд мировой хореографии. Среди высших достижений П. в балетах Фокина также: Армида («Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина) и Береника («Египетские ночи» А. С. Аренского). Дальнейшее участие балерины в экспериментах этого хореографа, выступления в рамках Русских сезонов С. П. Дягилева в Париже (1909) расширили представление о возможностях П., утверждавшей балет как жанр высокого, а не развлекательного иск-ва. Сотрудничала с хореографом-модернистом А. А. Горским, на сцене моск. Большого театра танцевала в его постановках «Дочь фараона» Ч. Пуньи (Бинт-Анта) и «Дон Кихот» Минкуса (Китри). Тонко чувствуя нац. колорит, с успехом исполняла характерные танцы: панадерос («Раймонда» А. К. Глазунова), уральская пляска («Конёк-Горбунок» Пуньи), исп. танец («Щелкунчик» П. И. Чайковского). Также исполнила партии: Вакханка («Времена года» Глазунова), Флора («Пробуждение Флоры» Р. Дриго), Одетта – Одиллия, Принцесса Аврора («Лебединое озеро», «Спящая красавица» Чайковского), Диана, Наяда, Аспиччия («Царь Кандавл», «Наяда и рыбак», «Дочь фараона» Пуньи) и др. В 1910 создала собств. труппу, перейдя в Мариинском театре на положение гастролёрши. С 1913 постоянно жила в Лондоне. В 1914 в последний раз выступила в России (в моск. саду «Эрмитаж»). Выступлениям П. сопутствовал беспрецедентный междунар. успех, она объездила с гастролями Европу, Сев. и Юж. Америку, Японию, Австралию, за год выступая до 200 раз. Во мн. странах была первой посланницей балета и классич. иск-ва вообще. В репертуаре труппы П. сохранялись мн. балеты рус. классич. репертуара («Жизель» Адана, «Коппелия» Л. Делиба, «Тщетная предосторожность» П. Гертеля и др.). Часть номеров из обширного концертного репертуара балерина создавала для себя сама («Ночь» на музыку А. Г. Рубинштейна, «Калифорнийский мак» на музыку Чайковского, «Стрекоза» на музыку Ф. Крейслера, «Бабочка» на музыку Дриго и др.). Изучала фольклорные танцевальные традиции стран, в которых выступала её труппа. В результате появлялись балеты и концертные номера, основанные на разнообразном нац. материале, что обогатило возможности классич. танца. Преподавала в собств. труппе, также давала уроки в Лондоне. Актёрская выразительность, пластическая ясность жеста, сила эмоционального воздействия позволили П. исполнить роль Фенеллы в игровом ф. «Немая из Портичи» (1915). Образ П. стал символом иск-ва 20 в. Ей посвящены игровой ф. «Анна Павлова» (1983), документальный ф. «Анна Павлова» (1985), балет Р. Пети «Моя Павлова» на сборную музыку (1986) и др.