Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ГЕРА́СИМОВ

С. А. Герасимов. Кадр из фильма «Комсомольск». 1938.
С. А. Герасимов в роли Льва Толстогов фильме «Лев Толстой» (Софья Андреевна – Т. Ф. Макарова). 1984.

ГЕРА́СИМОВ Сер­гей Апол­ли­на­рие­вич [21.5(3.6).1906, с. Кун­д­ра­вы Че­бар­куль­ско­го р-на Че­ля­бин­ской обл. – 28.11.1985, Мо­ск­ва], рос. ки­но­ре­жис­сёр, ак­тёр, сце­на­рист, нар. арт. СССР (1948), Ге­рой Соц. Тру­да (1974), акад. АПН СССР (1978). Муж Т. Ф. Ма­ка­ро­вой. В 1923–1925 учил­ся в Ле­нингр. ху­дож. уч-ще. В 1928 окон­чил Ле­нингр. ин-т сце­нич. ис­кусств. В ки­но с 1924 как ак­тёр мас­тер­ской ФЭКС, затем ак­тёр и ре­жис­сёр «Сов­ки­но» (с 1934 «Лен­фильм»). Сни­мал­ся в филь­мах Г. М. Ко­зин­це­ва и Л. З. Трау­бер­га (Шпик – «Миш­ки про­тив Юде­ни­ча»; Че­ло­век-во­прос – «Чёр­то­во ко­ле­со»; Чи­нов­ник – «Ши­нель»; Ме­докс – «С. В. Д.»; Жур­на­лист – «Но­вый Ва­ви­лон»; Пред­се­да­тель сель­со­ве­та – «Од­на»), Ф. М. Эрм­ле­ра (Мень­ше­вик – «Об­ло­мок им­пе­рии»), В. И. Пу­дов­ки­на (2-й бон­за – «Де­зер­тир») и др. Про­явил се­бя как ак­тёр пре­им. гро­те­ско­во­го пла­на, мас­тер ост­ро­го, гра­фи­чески чёт­ко­го ри­сун­ка, точ­ной пси­хо­логич. мо­ти­ви­ров­ки. Пер­вые ре­жис­сёр­ские ра­бо­ты – «Два­дцать два не­сча­стья» (1930, совм. с С. И. Бар­те­не­вым), «Серд­це Со­ло­мо­на» (1932), «Люб­лю ли те­бя» (1934). Ин­те­рес Г. к совр. те­ма­ти­ке об­на­ру­жил­ся в филь­мах «Се­ме­ро сме­лых» (1936), «Ком­со­мольск» (1938). Од­ной из са­мых зна­чит. ра­бот Г. стал ф. «Учи­тель» (1939; Гос. пр. СССР, 1941); вы­со­кой ак­тёр­ской и ре­жис­сёр­ской куль­ту­рой от­ли­ча­лась эк­ра­ни­за­ция дра­мы М. Ю. Лер­мон­то­ва «Мас­ка­рад» (1941, Г. в ро­ли Не­извест­но­го). В го­ды Вел. Отеч. вой­ны по­ста­вил филь­мы «Не­по­бе­ди­мые» (1943, совм. с М. К. Ка­ла­то­зо­вым) и «Боль­шая Зем­ля» (1944) – о ге­ро­ич. ра­бо­те ты­ла. В 1944–46 ди­ректор Центр. сту­дии до­ку­мен­таль­ных филь­мов (Мо­ск­ва), с 1946 ре­жис­сёр кино­сту­дии «Со­юз­дет­фильм» (с 1963 Центр. сту­дия дет­ских и юно­ше­ских филь­мов им. М. Горь­ко­го; в 1960–74 Г. – худ. рук. Пер­во­го творч. объ­е­ди­не­ния, с 1974 – творч. объ­е­ди­не­ния юно­ше­ской те­ма­ти­ки). Ра­бо­тал в Моск. те­ат­ре им. Евг. Вах­тан­го­ва, Те­ат­ре-сту­дии ки­но­ак­тё­ра – здесь осу­ще­ст­вил со свои­ми сту­ден­та­ми по­ста­нов­ку ро­ма­на А. А. Фа­дее­ва «Мо­ло­дая гвар­дия», на ос­но­ве ко­то­рой снял мо­ну­мен­таль­ный по фор­ме, су­ро­вый по сти­ли­сти­ке ф. «Мо­ло­дая гвар­дия» (1948; Гос. пр. СССР, 1949). В 1957–58 Г. по­ста­вил од­но из сво­их са­мых зна­чит. про­изве­де­ний – фильм «Ти­хий Дон» по ро­ма­ну М. А. Шо­ло­хо­ва, ре­шён­ный в жан­ре нар. дра­мы (гл. пр. Мкф в Кар­ло­ви-Ва­ри). Сре­ди др. филь­мов: «Лю­ди и зве­ри» (1962, совм. с ГДР; Г. в ро­ли кня­зя Льво­ва-Щер­бац­ко­го), «Жур­на­лист» (1967), «У озе­ра» (1970, пр. Мкф в Кар­ло­ви-Ва­ри; Гос. пр. СССР, 1971), «Лю­бить че­ло­ве­ка» (1973), «Доч­ки-ма­те­ри» (1975), ди­ло­гия по ро­ма­ну «Пётр Пер­вый» А. Н. Тол­сто­го – «Юность Пет­ра» и «В на­ча­ле слав­ных дел» (оба 1981), «Лев Тол­стой» (1984, Г. в ро­ли Льва Тол­сто­го; гл. пр. Мкф в Кар­ло­ви-Ва­ри). Ста­вил до­ку­мен­таль­ные филь­мы, в т. ч. «Ос­во­бо­ж­дён­ный Ки­тай» (совм. с КНР, 1950; Гос. пр. СССР, 1951), ра­бо­тал на ТВ (се­ри­ал «Крас­ное и чёр­ное», 1977). С 1931 за­ни­мал­ся пе­да­го­гич. дея­тель­ностью, ру­ко­во­дил мас­тер­ской при ки­но­сту­дии «Лен­фильм», пре­по­да­вал во ВГИКе (с 1944 ру­ко­во­ди­тель объ­е­ди­нён­ной ре­жис­сёр­ско-ак­тёр­ской мас­тер­ской, совм. с Т. Ф. Ма­ка­ро­вой; с 1955 зав. ка­фед­рой ре­жис­су­ры, с 1946 проф.). Уче­ни­ки: С. Ф. Бон­дар­чук, Л. А. Ку­лид­жа­нов, Т. М. Ли­оз­но­ва, К. Г. Му­ра­то­ва, И. В. Ма­ка­ро­ва, Н. Н. Рыб­ни­ков, Л. М. Гур­чен­ко и мн. др. Ав­тор пьес («Учи­тель», 1939; «На­ши дни», 1940). При­ни­мал уча­стие в по­ста­нов­ке Па­ра­да По­бе­ды в Мо­ск­ве (1945). В 1986 имя Г. при­свое­но Все­рос. гос. ин-ту ки­не­ма­то­гра­фии (ВГИК). Ле­нин­ская пр. (1984). На­гра­ж­дён 4 oр­денами Ле­ни­на.

Соч.: О ки­но­ис­кус­ст­ве. М., 1960; Жизнь, филь­мы, спо­ры. М., 1971; Вос­пи­та­ние ки­но­ре­жис­се­ра. М., 1978; Собр. соч.: В 3 т. М., 1982–1983.

Лит.: Грин­берг И. С. Ге­ра­си­мов. М., 1939; Фрей­лих С. Ис­кус­ст­во ки­но­ре­жис­се­ра. М., 1954; Во­лян­ская Н. Г. На уро­ках ки­но­ре­жис­су­ры С. А. Ге­ра­си­мо­ва. М., 1965; Ры­бак Л. В кад­ре – ре­жис­сер. М., 1974; Пар­фе­нов Л. А. С. Ге­ра­си­мов. М., 1975; По­сле­сло­вие. С. А. Ге­ра­си­мов в вы­ска­зы­ва­ни­ях, вос­по­ми­на­ни­ях, пись­мах. М., 1996.

Вернуться к началу