Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ГОЛЕЙЗО́ВСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 308-309

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Ю. Чернова
К. Я. Голейзовский. Эскиз костюма к балету «Трагедия масок» Б. Б. Бера.
Сцена из балета «Лейли и Меджнун» С. А. Баласаняна. Хореограф К. Я. Голейзовский.

ГОЛЕЙЗО́ВСКИЙ Кась­ян Яро­сла­вич (Кар­ло­вич) [22.2(5.3).1892, Мо­ск­ва – 4.5.1970, там же], рос. ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф, засл. арт. БССР (1940), засл. де­ят. ис­кусств Ли­тов. ССР (1954). В 1909, окон­чив С.-Пе­терб. те­ат­раль­ное уч-ще (пе­да­го­ги М. К. Обу­хов, С. К. Ан­д­риа­нов), был при­нят в Ма­ри­ин­ский те­атр, в том же го­ду пе­ре­шёл в Боль­шой те­атр. Пар­тии: Го­лу­бая пти­ца («Спя­щая кра­са­ви­ца» П. И. Чай­ков­ско­го), Ни­кез («Тщет­ная пре­дос­то­рож­ность» П. Гер­те­ля) и др. Как хо­рео­граф на­чал ра­бо­тать в 1915 в моск. те­ат­рах ми­ниа­тюр. Об­нов­ляя хо­рео­гра­фич. лек­си­ку, раз­ви­вал опыт сти­ли­за­тор­ских ис­ка­ний нач. 20 в. («Вы­бор не­вес­ты» М. А. Куз­ми­на, 1916, Ин­тим­ный те­атр, Мо­ск­ва). Один из за­чи­на­те­лей вне­ака­де­мич. экс­пе­ри­мен­тов в хо­рео­гра­фии 1920-х гг., Г. ока­зал влия­ние на мн. жан­ры и на­прав­ле­ния совр. рус. и ми­ро­вой хо­рео­гра­фии. В 1916 ор­га­ни­зо­вал ба­лет­ную сту­дию (с 1922 Моск. ка­мер­ный ба­лет; ра­бо­тал до 1925), где осу­ще­ст­вил боль­шин­ст­во сво­их но­ва­тор­ских по­ста­но­вок, стре­мясь вы­ра­зить в тан­це эмо­цио­наль­ное со­дер­жа­ние му­зы­ки: «Со­на­та смер­ти и дви­же­ния» на муз. А. Н. Скря­би­на (1918), «Са­ло­мея» на муз. Р. Штрау­са и «Тра­ге­дия ма­сок» Б. Б. Бе­ра (обе 1922), «Этю­ды чис­той клас­си­ки» на муз. Ф. Шо­пе­на (1924) и др. Со­труд­ни­чал с ху­дож­ни­ка­ми Г. А. По­жи­дае­вым, Н. А. Му­са­то­вым, Б. Р. Эрд­ма­ном, С. И. Ют­ке­ви­чем. Де­ко­ри­ро­ван­ны­ми пла­стич. ню­ан­са­ми, свое­об­раз­ной све­то­те­нью хо­рео­гра­фич. ком­по­зи­ции Г. бы­ли близ­ки эс­те­ти­ке рус. мо­дер­на, но жё­ст­кая струк­тур­ная ос­но­ва сбли­жа­ла их с кон­ст­рук­ти­виз­мом, от­кры­вая пу­ти не­оклас­сич. на­прав­ле­нию в ба­ле­те. Ста­вил ба­лет­ные спек­так­ли для де­тей («Макс и Мо­риц» Л. Шит­те, 1919), тан­цы в дра­ма­тич. спек­так­лях («Озе­ро Люль» А. М. Фай­ко, реж. В. Э. Мей­ер­хольд, Те­атр Ре­во­лю­ции, 1923). Под влия­ни­ем Мей­ер­холь­да об­ра­тил­ся к гро­те­ску, ис­поль­зо­вал его в ал­ле­го­рич. ба­ле­тах на совр. те­му («Го­род» М. И. Блан­те­ра, Моск. ка­мер­ный ба­лет, 1924). В 1925 по­ста­вил ба­лет «Ио­сиф Пре­крас­ный» С. Н. Ва­си­лен­ко [Мо­ск­ва, Экс­пе­рим. те­атр (фи­ли­ал ГАБТ)], со­еди­нив кон­ст­рук­ти­ви­ст­ское оформ­ле­ние с от­кры­тия­ми в об­лас­ти сво­бод­ной пла­сти­ки, клас­сич. тан­цем, ори­ен­та­лиз­мом. Со­труд­ни­чал с разл. ба­лет­ны­ми кол­лек­ти­ва­ми и шко­ла­ми, соз­да­вал хо­рео­гра­фич. ми­ниа­тю­ры и кон­церт­ные про­грам­мы для ар­ти­стов ба­ле­та и эс­т­ра­ды, ра­бо­тал в мю­зик-хол­лах Мо­ск­вы и Ле­нин­гра­да; ста­вил тан­цы в филь­мах («Ма­рио­нет­ки», 1934, реж. Я. А. Про­та­за­нов; «Вес­на», 1947, реж. Г. В. Алек­сан­д­ров), кон­церт­ные но­ме­ра для ан­самб­лей пес­ни и пля­ски. В 1930-е гг. от­дал дань тра­ди­ци­ям клас­сич. ба­ле­та («Спя­щая кра­са­ви­ца» П. И. Чай­ков­ско­го, 1935, Харь­ков); об­ра­тил­ся к изу­че­нию и пе­ре­ос­мыс­ле­нию тан­це­валь­но­го фольк­ло­ра, в пер­вую оче­редь рус­ско­го и на­ро­дов Вос­то­ка («Тан­цы на­род­но­стей», 1932). При­ни­мал уча­стие в ор­га­ни­за­ции де­кад нац. иск-ва сов. рес­пуб­лик в Мо­ск­ве (узб. и бе­ло­рус., 1937; тадж., 1940; ли­тов., 1941). В «Ве­че­рах хо­рео­гра­фи­че­ских ми­ниа­тюр» (МХУ, 1959), «Скря­би­ниа­не» (ГАБТ, 1962), «Ми­мо­лёт­но­стях» на муз. С. С. Про­кофь­е­ва (ан­самбль «Мо­ло­дой ба­лет», 1968) Г. обоб­щил эс­те­тич. от­кры­тия 1920–50-х гг. Раз­ви­вая прин­ци­пы ас­со­циа­тив­но­сти и ме­та­фо­рич­но­сти хо­рео­гра­фич. язы­ка, сум­ми­ро­вал собств. на­ход­ки в об­лас­ти не­оклас­сич. сти­ля. По­след­ний ба­лет Г. на сце­не ГАБТ – «Лей­ли и Медж­нун» С. А. Ба­ла­са­ня­на (1964) – во­пло­тил нравств. и эс­те­тич. иде­ал хо­рео­гра­фа, в нём клас­си­ка ор­га­нич­но соеди­ня­лась со сво­бод­ной пла­сти­кой и фольк­лор­ны­ми мо­ти­ва­ми. Хо­рео­гра­фич. ми­ниа­тю­ры Г. эк­ра­ни­зи­ро­ва­ны в те­ле­филь­мах-кон­цер­тах («Хо­рео­гра­фи­че­ская сим­фо­ния», 1971; «Ми­мо­лёт­но­сти», 1985), филь­ме-ба­ле­те «Скря­би­ниа­на» (1971). Твор­че­ст­ву Г. по­свя­ще­ны до­ку­мен­таль­ные филь­мы «Раз­мыш­ле­ния о ба­ле­те» (1965), «Хо­рео­гра­фи­че­ские об­ра­зы Кась­я­на Го­лей­зов­ско­го» (1990).

Соч.: Об­ра­зы рус­ской на­род­ной хо­рео­гра­фии. М., 1964; Кар­на­вал. М., 1992.

Лит.: Су­риц Е. Хо­рео­гра­фи­че­ское ис­кус­ст­во два­дца­тых го­дов. М., 1979; Чер­но­ва Н. Ю. От Гель­цер до Ула­но­вой. М., 1979; К. Го­лей­зов­ский: Жизнь и твор­че­ст­во. Ста­тьи, вос­по­ми­на­ния, до­ку­мен­ты. М., 1984; Chernova N. Russian Goleizovsky and eccentric dance // Experiment / Экс­пе­ри­мент. Los Ang., 1996. Vol. 2.

Вернуться к началу