Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ГО́РСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 491-492

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Я. Суриц
А. А. Горский – Арлекин в балете «Испытание Дамиса» А. К. Глазунова.
Сцена из балета «Саламбо» А. Ф. Арендса. Хореограф А. А. Горский.

ГО́РСКИЙ Алек­сандр Алек­сее­вич [6(18). 8.1871, С.-Пе­тер­бург – 20.10.1924, Мо­ск­ва], рос. ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф, пе­да­гог, засл. арт. имп. те­ат­ров (1915). В 1889 окон­чил С.-Пе­терб. те­ат­раль­ное уч-ще (пе­да­го­ги П. К. Кар­са­вин, М. И. Пе­ти­па) и по­сту­пил в Ма­ри­ин­ский те­атр (ра­бо­тал до 1900). Ис­пол­нял соль­ные пар­тии клас­сич., гро­те­ско­во­го и ха­рак­тер­но­го пла­на: Са­тир, Ар­ле­кин («Вре­ме­на го­да», «Ис­пы­та­ние Да­ми­са» А. К. Гла­зу­но­ва), кит. та­нец («Щел­кун­чик» П. И. Чай­ков­ско­го). В 1899 поста­вил пер­вый ба­лет – «Кло­рин­да – ца­ри­ца гор­ных фей» на сбор­ную му­зы­ку для С.-Пе­терб. те­ат­раль­но­го уч-ща. Был ко­ман­ди­ро­ван в Мо­ск­ву для во­зоб­нов­ле­ния ба­ле­тов Пе­ти­па на сце­не Боль­шо­го те­ат­ра: «Спя­щая кра­са­ви­ца» Чай­ков­ско­го (1899), «Рай­мон­да» Гла­зу­но­ва (1900). С 1901 ре­жис­сёр ба­ле­та, в 1902–24 ба­лет­мей­стер Боль­шо­го те­ат­ра. При нём труп­па, ра­нее счи­тав­шая­ся вто­ро­раз­ряд­ной, поч­ти срав­ня­лась по зна­чению с пе­тер­бург­ской. Ини­циа­тор ре­форм, Г. стре­мил­ся пре­одо­леть ус­лов­но­сти ака­де­мич. ба­ле­та 19 в. От­ка­зал­ся от бу­к­валь­но­го ко­пиро­ва­ния пе­терб. по­ста­но­вок Пе­ти­па; твор­че­ски пе­ре­де­лы­вая их, опи­рал­ся на собственные идеи, сфор­ми­ро­вав­шие­ся под влия­ни­ем МХТ и ху­дож­ни­ков «Ми­ра ис­кус­ст­ва». До­би­вался ло­ги­ки и строй­нос­ти сю­же­та, точ­но­сти нац. и ис­то­рич. ко­ло­ри­та, при­влёк к ра­бо­те в Боль­шом те­ат­ре К. А. Ко­ро­ви­на, А. Я. Голо­ви­на. Зна­чит. яв­ле­ни­ем ста­ла их моск. по­ста­нов­ка ба­ле­та «Дон Ки­хот» Л. Ф. Мин­ку­са (1900). Г. ре­жис­сиро­вал ан­самб­ли, за­ме­няя от­вле­чён­ные кор­де­ба­лет­ные по­строе­ния тан­ца­ми, оп­рав­дан­ны­ми дей­ст­ви­ем; обо­га­щал тан­цы со­лис­тов но­вы­ми ком­би­на­ция­ми и дви­же­ния­ми, в част­но­сти в сти­ле А. Дун­кан. Мно­го­крат­но об­ра­щал­ся к ба­ле­там «Тщет­ная пре­дос­то­рож­ность» П. Гер­те­ля, «Коп­пе­лия» Л. Де­ли­ба, «Ле­бе­ди­ное озе­ро» Чай­ков­ско­го, «Ко­нёк-Гор­бу­нок» Ч. Пу­ньи, «Жи­зель» А. Ада­на. Сре­ди по­ста­но­вок: «Дочь Гу­ду­лы» А. Ю. Си­мо­на (1902, по ро­ма­ну В. Гю­го «Со­бор Па­риж­ской Бо­го­ма­те­ри»), «Дочь фа­рао­на» Пу­ньи (1905), «Кор­сар» Ада­на и др. (1912), «Са­лам­бо» А. Ф. Арен­дса (1910, по од­но­им. ро­ма­ну Г. Фло­бе­ра), «Бая­дер­ка» Мин­ку­са (1917); од­но­акт­ные ба­ле­ты – «Лю­бовь бы­ст­ра!» на муз. Э. Гри­га (1913), «Ев­ни­ка и Пе­тро­ний» на муз. Ф. Шо­пе­на (1915). Г. впер­вые осу­ще­ст­вил опыт ба­лет­ной по­ста­нов­ки сим­фо­нии («5-я сим­фо­ния» Гла­зуно­ва, 1916). В то же вре­мя в ба­ле­тах Г. та­нец, под­чи­нён­ный ло­ги­ке по­ступ­ков и си­туа­ций, по­рой ут­ра­чи­вал обоб­щаю­щие свой­ст­ва. В Боль­шом те­ат­ре к его нов­ше­ст­вам от­но­си­лись не­од­но­знач­но. По­сле 1917 боль­шин­ст­во сто­рон­ни­ков Г. ока­за­лось за гра­ни­цей, в те­ат­ре уси­ли­лось влия­ние про­тив­ни­ков экс­пе­ри­мен­та­тор­ст­ва. Г. стре­мил­ся по­мо­гать мо­ло­дым (в т. ч. К. Я. Го­лей­зов­ско­му), без­ре­зуль­тат­но пы­та­ясь от­крыть им до­ступ в Боль­шой те­атр. Осу­ще­ст­в­лял по­ста­нов­ки на др. сце­нах («En blanc» на муз. Чай­ков­ско­го, 1918, те­атр лет­не­го са­да «Ак­ва­ри­ум»). Про­дол­жал ста­вить в Боль­шом те­ат­ре но­вые, от­ли­чаю­щие­ся от ка­но­ни­че­ских, ре­дак­ции «Жи­зе­ли» (1922) с по­те­ряв­шим клас­сич. стро­гость 2-м ак­том, а так­же «Ле­бе­ди­но­го озе­ра» (1920), где пар­тии Одет­ты и Одил­лии бы­ли раз­деле­ны, что­бы рез­ко про­ти­во­поставить друг другу положит. и отри­цат. геро­ев. Осу­ще­ст­вил ряд ори­ги­наль­ных по­ста­но­вок: «Стень­ка Ра­зин» на муз. Гла­зу­но­ва (1918), «Щел­кун­чик» Чай­ков­ско­го (1919), «Веч­но жи­вые цве­ты» на муз. Б. В. Асафь­е­ва (1922). Но­ва­тор­ские по­ис­ки Г. в даль­ней­шем бы­ли ис­поль­зо­ва­ны в прак­ти­ке ба­лет­но­го те­ат­ра. В 1896–1900 пре­по­да­вал в С.-Пе­терб. те­ат­раль­ном уч-ще, с 1902 – в Мо­ск­ве. Сре­ди уче­ни­ков: Л. Ф. Мя­син, А. М. Мес­се­рер, М. М. Га­бо­вич, А. И. Аб­ра­мо­ва, Л. М. Банк.

Лит.: Бах­ру­шин Ю. А. А. Гор­ский. М.; Л., 1946; Кра­сов­ская В. М. Рус­ский ба­лет­ный те­атр на­ча­ла ХХ в. Л., 1971. Ч. 1; Су­риц Е. Я. Хо­рео­гра­фи­че­ское ис­кус­ст­во два­дца­тых го­дов. М., 1979; Ба­лет­мей­стер А. А. Гор­ский. Ма­те­риа­лы. Вос­по­ми­на­ния. Ста­тьи. СПб., 2000.

Вернуться к началу