Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КЛИ́МОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 293

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Кудрявцев
Э. Г. Климов. Кадр из фильма «Иди и смотри» (в роли Флёры – А. Е. Кравченко). 1985.

КЛИ́МОВ Элем Гер­ма­но­вич (9.7.1933, Ста­лин­град, ны­не Вол­го­град – 26.10.2003, Мо­ск­ва), рос. ки­но­ре­жис­сёр, засл. де­ят. иск-в РСФСР (1976). Муж Л. Е. Ше­пить­ко. В 1957 окон­чил МАИ, в 1964 – ВГИК (мас­тер­ская Е. Л. Дзи­га­на). Уже в сту­денч. ра­бо­те «Же­них» (1960) К. про­явил се­бя как мас­тер экс­цен­три­ки, что с бле­ском под­твер­дил в са­ти­рич. ко­ме­дии «Доб­ро по­жа­ло­вать, или По­сто­рон­ним вход вос­пре­щён» (1964), где ис­кус­но ис­поль­зо­вал приё­мы гро­те­ска, па­ро­дий­но­го пе­ре­ина­чи­ва­ния за­штам­по­ван­ных об­ществ. ри­туа­лов и идео­ло­ги­зи­ро­ван­ных норм сов. мо­ра­ли. Сня­тый в 1965 ф. «По­хо­ж­де­ния зуб­но­го вра­ча»  ки­но­прит­ча о не­нуж­но­сти та­лан­та в уни­фи­ци­ров. об­ще­ст­ве – вы­шел на эк­ра­ны лишь в 1987. Над пред­ло­жен­ным ему И. А. Пырь­е­вым сю­же­том о Г. Е. Рас­пу­ти­не К. ра­бо­тал 20 лет, в хо­де ко­то­рых за­мы­сел пре­тер­пел зна­чит. из­ме­не­ния: от фар­со­во-экс­цен­трич. ма­не­ры по­да­чи ма­те­риа­ла в пер­вых ва­ри­ан­тах сце­на­рия до фор­мы ис­торич. хро­ни­каль­ной дра­мы в окон­чат. вер­сии ф. «Аго­ния» (1981, вы­шел на эк­ра­ны в 1985, пр. Мкф в Ве­не­ции). Ес­ли на про­ме­жу­точ­ной ста­дии (напр., в ре­жис­сёр­ском сце­на­рии 1973) пе­ре­лом в жиз­ни на­ции был за­пе­чат­лён в ря­де яр­ких ме­та­фо­рич. об­ра­зов, со­пос­та­ви­мых со сце­на­ми из ф. «Ок­тябрь» С. М. Эй­зен­штей­на, то в окон­чат. вер­сии (вслед­ст­вие не­из­беж­ных ус­ту­пок цен­зу­ре) не­от­вра­ти­мая по­ступь ре­во­лю­ции де­мон­ст­ри­ро­ва­лась бо­лее при­выч­ным приё­мом – вве­де­ни­ем ки­но­ле­то­пи­си, смон­ти­ро­ван­ной под му­зы­ку А. Г. Шнит­ке. Ин­те­рес к ра­бо­те с хро­ни­кой и ху­дож. экс­пе­ри­мен­ты на сты­ке до­ку­мен­таль­но­го и иг­ро­во­го ки­но на­шли от­ра­же­ние в ф. «Спорт, спорт, спорт» (1971) и в за­кон­чен­ном К. и др. по­сле смер­ти М. И. Ром­ма про­ек­те «Мир се­го­дня» (вы­шел в про­кат в 1976 под назв. «И всё-та­ки я ве­рю…»). В твор­че­ст­ве К. 1980-х гг. пре­об­ла­да­ло тра­гич. ми­ро­ощу­ще­ние: до­ку­мен­таль­ный ф. «Ла­ри­са» (1980, по­свя­щён же­не, по­гиб­шей в 1979 в ав­то­ка­та­ст­ро­фе), за­вершён­ный К. за­мы­сел Ше­пить­ко «Про­ща­ние» (1983, по «Про­ща­нию с Ма­тё­рой» В. Г. Рас­пу­ти­на), ки­но­по­весть об унич­то­же­нии фа­ши­ста­ми бе­ло­рус. де­рев­ни «Иди и смот­ри» (1985, гл. пр. Мкф в Мо­ск­ве).

Соч.: Ки­но долж­но быть прав­ди­во во всем. М., 1987.

Лит.: Ро­ма­нен­ко А. Э. Кли­мов и Л. Ше­пить­ко. М., 1990; Лип­ков А. И. Про­фес­сия или при­зва­ние: А. Тар­ков­ский, О. Ио­се­лиа­ни, Г. Пан­фи­лов, Э. Кли­мов. М., 1991; Э. Кли­мов. Не­сня­тое ки­но. (Сб.). М., 2008.

Вернуться к началу