Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ДРЕ́ЙЕР

К. Т. Дрейер. Кадр из фильма «День гнева». 1943.

ДРЕ́ЙЕР (Dreyer) Карл Тео­дор (3.2.1889, Ко­пен­га­ген – 20.3.1968, там же), ре­жис­сёр, сце­на­рист, один из соз­да­те­лей дат. ки­не­ма­то­гра­фа. С 1908 ра­бо­тал жур­нали­стом. С 1912 на сту­дии «Nor­disk Film» в Ко­пен­га­ге­не, ав­тор тит­ров, мон­та­жёр, сце­на­рист. Уже в ре­жис­сёр­ском де­бю­те («Пре­зи­дент», 1919) про­явил­ся ин­те­рес Д. к вы­яв­ле­нию пла­стич. вы­ра­зи­тель­но­сти кад­ра, к де­та­ли как от­ра­же­нию внутр. ми­ра ге­роя. В ф. «Стра­ни­цы из кни­ги са­та­ны» (1920) Д. раз­мыш­лял о по­ли­тич. и ре­лиг. не­тер­пи­мо­сти. При­сталь­ное вни­ма­ние к пси­хо­ло­гии пер­со­на­жа все­гда бы­ло свой­ст­вен­но про­из­ве­де­ни­ям Д., рас­ска­зы­вал ли он о жиз­ни норв. кре­сть­ян («Вдо­ва пас­то­ра», 1920), со­бы­ти­ях рус. Ре­во­лю­ции 1905–07 («Воз­лю­би ближ­не­го», 1921), ар­ти­стич. сре­де («Ми­ха­эль», 1924) или мо­ра­ли бур­жу­аз­ной се­мьи («Ува­жай свою же­ну», 1925). Фильм «Стра­сти Жан­ны д’Арк» (1927) от­ли­ча­ли ди­на­мич. че­ре­до­ва­ние круп­ных пла­нов, вы­ра­зит. ра­кур­сы, фи­ли­гран­ная ра­бо­та с ак­тё­ра­ми. Д. при­ме­нял в сво­их кар­ти­нах ас­со­циа­тив­ный мон­таж, ус­пеш­но ре­шал ко­ло­ри­стич. за­да­чи с по­мо­щью чёр­но­го, се­ро­го и бе­ло­го то­нов. Для ком­по­зи­ции кад­ра в его филь­мах ха­рак­тер­ны стро­гая це­ле­со­об­раз­ность и кра­со­та, в кос­тю­мах и де­ко­ра­ци­ях ор­га­ни­че­ски со­че­та­лись ис­то­рич. дос­то­вер­ность, мо­ну­мен­таль­ность и обоб­щён­ный ла­ко­низм. По­сле пер­во­го зву­ко­во­го ф. «Вам­пир» (1932) Д., про­тив­ник ком­мерч. ки­не­ма­то­гра­фа, дол­гое вре­мя ос­та­вал­ся без ра­бо­ты. В 1943 вер­нул­ся в ки­но и снял один из луч­ших сво­их филь­мов – «День гне­ва» (по пье­се «Ан­на, дочь Пе­те­ра» Х. Вирс-Ен­се­на). Из­брав в ка­че­ст­ве сю­жет­но-ис­то­рич. фо­на «охо­ту на ведьм» в ср.-век. Нор­ве­гии, Д. про­ти­во­пос­та­вил жиз­не­лю­би­вую и ис­крен­нюю ге­рои­ню её пу­ри­тан­ско­му ок­ру­же­нию. В эк­ра­ни­за­ции пье­сы К. Мун­ка «Сло­во» (1955, гл. пр. Мкф в Ве­не­ции) про­яви­лись бо­го­ис­ка­тель­ские тен­ден­ции. По­иск эк­ран­но­го во­пло­ще­ния вы­со­кой тра­ге­дии Д. про­дол­жил в эк­ра­ни­за­ции пье­сы Я. Сё­дер­бер­га «Гер­тру­да» (1965). Зна­чи­те­лен вклад Д. в раз­ви­тие дат. до­ку­мен­таль­но­го ки­не­ма­то­гра­фа: «По­мощь ма­те­рям» (1942), «Дат­ские сель­ские церк­ви» (1947), «Тор­вальд­сен» (1949), «Мост Стор­ст­рём» (1950), «За­мок в зам­ке» (1954). Ав­тор сце­на­ри­ев для филь­мов реж. Й. Ро­са «Шек­спир и Крон­борг» (1950), «Ре­кон­ст­рук­ция Ре­не и Не­ске» (1954).

Соч.: Om filmen: artikler og interviews. Kbh., 1964; Fire film. [Kbh.], 1964.

Лит.: Neergaard E. En filminstruktørs ar­bej­de; C. Th. Dreyer og hans ti film. Kbh., 1940; Sé­molu I. Dreyer. P., [1962]; Milne T. The ci­ne­ma of C. Dreyer. N. Y., 1971; Bordwell D. The films of C. Th. Dreyer. Berk.; L., 1981; Drou­zy M. C. Th. Dreyer, født Nilsson. Kbh., 1982.

Вернуться к началу