ЛИ
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИ (Leigh) Вивьен (псевд.; наст. имя и фам. Вивиан Мэри Хартли, Hartley) (5.11.1913, Дарджилинг, Индия – 8.7.1967, Лондон), англ. актриса. В 1931 поступила в Королевскую академию драматич. иск-ва (Лондон). Прервав занятия в 1932 после замужества (имя мужа – юриста Ли Холмана – стало псевдонимом Ли) и рождения дочери, в 1934–35 снялась в нескольких малобюджетных фильмах. После сенсационного успеха в роли Анриетт в пьесе «Маска добродетели» К. Штернхейма (театр «Амбассадор», Лондон, 1935) заключила контракт с А. Кордой. В 1936 сыграла с Л. Оливье (муж Ли с 1940) в историко-патриотич. ф. «Пламя над Англией»; роль Синтии открыла осн. темы творчества актрисы – обречённость высокого чувства, преданность и жертвенность женщины в мире житейской прозы и приспособленчества. Мировое признание принесла ей роль Скарлетт О’Хары в амер. ф. «Унесённые ветром» (1939, пр. «Оскар»). Эмоциональный накал и глубина проникновения в образ, богатство и яркость психологич. нюансов позволили Ли с редкой для кинематографа 1930-х гг. убедительностью передать картину внутр. опустошения и гибели иллюзий эгоистичной героини. Лирико-драматич. дар Ли с особой силой раскрылся в фильмах «21 день», «Мост Ватерлоо», «Леди Гамильтон», «Цезарь и Клеопатра», «Анна Каренина». Тема одиночества в бездуховном мире доминировала в ролях Бланш Дюбуа («Трамвай "Желание"», пр. «Оскар», пр. Мкф в Венеции), Мэри Тредуэлл («Корабль глупцов»), Карен Стоун («Римская весна миссис Стоун»).
В течение 20 лет выступала на англ. сцене в дуэте с Л. Оливье. Среди лучших театральных ролей: Дженнифер Дюбеда («Врач перед дилеммой» Б. Шоу), Сабина («На волосок от гибели» Т. Уайлдера), леди Тизл («Школа злословия» Р. Б. Шеридана), Антигона («Антигона» Ж. Ануя), Бланш Дюбуа («Трамвай "Желание"» Т. Уильямса). В 1950-е гг., вопреки прогрессирующей болезни (туберкулёз и нервное истощение), Ли достигла наивысшего творч. подъёма, сыграв Клеопатру («Цезарь и Клеопатра» Шоу, «Антоний и Клеопатра» У. Шекспира) в Лондоне и на Бродвее, а затем Виолу, леди Макбет и Лавинию («Двенадцатая ночь», «Макбет», «Тит Андроник» Шекспира) в шекспировский сезон 1955 в Стратфорд-апон-Эйвоне. После развода с Оливье Ли в кон. 1950-х – нач. 1960-х гг. продолжала с успехом выступать на сцене в пьесах Ж. Жироду (Паола – «Поединок ангелов») и Ж. Фейдо (Лулу Д’Арвиль – «Займись Амелией», в пер. Н. Коуарда – «Ищи Лулу»). В 1962 во главе одной из трупп театра «Олд Вик» гастролировала в Австралии (Маргарита Готье – «Дама с камелиями» А. Дюма-сына, и др.). В 1966 на Бродвее сыграла Анну Петровну («Иванов» А. П. Чехова, пост. Дж. Гилгуда).