Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ОРЛЕ́НЕВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 426

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




П. Н. Орленев в роли царя Фёдора («Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого).

ОРЛЕ́НЕВ (наст. фам. Ор­лов) Па­вел Ни­ко­лае­вич [22.2(6.3).1869, Мо­ск­ва – 31.8.1932, там же], рос. ак­тёр, нар. арт. Рес­пуб­ли­ки (1926). Из ку­пе­че­ской се­мьи. С 1881 иг­рал в моск. Ар­ти­стич. круж­ке (брат не­вес­ты – «Рус­ская свадь­ба в ис­хо­де XVI ве­ка» П. П. Су­хо­ни­на). В 1885 по­сту­пил на дра­ма­тич. кур­сы при Ма­лом те­ат­ре, де­бю­ти­ро­вал здесь в 1886 (Ка­пи­то­ша – «Наш друг Не­клю­жев» А. И. Паль­ма), об­ра­тив на се­бя вни­ма­ние Г. Н. Фе­до­то­вой и А. Н. Ост­ров­ско­го. В кон. 1880-х – нач. 1890-х гг. иг­рал в те­ат­рах Во­ло­гды, Ри­ги, По­лоц­ка, Ниж­не­го Нов­го­ро­да, Виль­ны, Рос­то­ва-на-До­ну и др. го­ро­дов, в 1893–95 в моск. Те­ат­ре Кор­ша, в 1895–1902 (с пе­ре­ры­ва­ми) в Те­ат­ре Лит.-ху­дож. об-ва (С.-Пе­тер­бург). В 1900–05 по­сто­ян­ный парт­нёр А. А. На­зи­мо­вой. Во­пло­щая идею о нар. те­ат­ре, в 1910 ор­га­ни­зо­вал (под Мо­ск­вой) бес­плат­ные спек­так­ли для кре­сть­ян в Го­ли­цы­не, в 1913 – пред­став­ле­ния в Вос­тря­ко­ве. По­сле 1917 га­ст­ро­ли­ро­вал, по­мо­гал са­мо­де­ят. кол­лек­ти­вам. В ро­лях ко­мич. про­ста­ков О. от­ли­чал­ся не­по­сред­ст­вен­но­стью, мяг­ко­стью ис­пол­не­ния, не­за­уряд­ным сце­нич. обая­ни­ем. Вно­сил эле­мен­ты дра­ма­тиз­ма в ис­пол­не­ние во­де­виль­ных ро­лей (маль­чик-са­пож­ник – «С мес­та в карь­ер» Д. А. Манс­фель­да, Сте­пан – «Школь­ная па­ра» Е. М. Ба­бец­ко­го, Жа­ко – «Триль­би» Г. Г. Ге). Круп­ным дос­ти­же­ни­ем О. ста­ла роль ца­ря Фё­до­ра Ио­ан­но­ви­ча («Царь Фё­дор Ио­ан­но­вич» А. К. Тол­сто­го), вы­явив­шая его мощ­ное тра­ге­дий­ное да­ро­ва­ние. Ис­то­рич. об­раз ак­тёр на­пол­нил совр. со­дер­жа­ни­ем; раз­лад с дей­ст­ви­тель­но­стью, над­лом, тре­вож­ная рас­те­рян­ность его ге­роя ста­ли оп­ре­де­ляю­щи­ми чер­та­ми соз­дан­но­го О. но­во­го для рус. те­ат­ра ам­п­луа – «нев­ра­сте­ник». Сре­ди ро­лей: Рас­коль­ни­ков и Дмит­рий Ка­ра­ма­зов («Пре­сту­п­ле­ние и на­ка­за­ние» и «Бра­тья Ка­ра­ма­зо­вы» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му), Ос­вальд («При­ви­де­ния» Г. Иб­се­на), Ло­рен­зач­чо («Ло­рен­зач­чо» А. де Мюс­се), Рож­нов («Го­ре-зло­ча­стье» В. А. Кры­ло­ва), Па­вел I («Па­вел I» Д. С. Ме­реж­ков­ско­го), Бет­хо­вен («Жизнь Бет­хо­ве­на» М. Я. Жиж­мо­ра). В 1913–15 сни­мал­ся в ки­но (не­мые филь­мы «Пре­сту­п­ле­ние и на­ка­за­ние», «При­ви­де­ния» и др.). Во гла­ве собств. труп­пы га­ст­ро­ли­ро­вал в Гер­ма­нии (1904), Ве­ли­ко­бри­та­нии (1905), США (1905–06, 1911–12), Нор­ве­гии (1906) и др. стра­нах.

Соч.: Жизнь и твор­че­ст­во рус­ско­го ак­те­ра Пав­ла Ор­ле­не­ва, опи­сан­ные им са­мим. Л.; М., 1961.

Лит.: Ку­гель АР. П. Н. Ор­ле­нев. М.; Л., 1928; Мар­ков ПА. Те­ат­раль­ные порт­ре­ты. М.; Л., 1939; он же. О те­ат­ре. М., 1974. Т. 2; Ро­ди­на ТМ. П. Н. Ор­ле­нев. М.; Л., 1948; Бру­штейн А. Я. Стра­ни­цы про­шло­го. М., 1952; Мац­кин А. П. Ор­ле­нев. М., 1977; Ли­тав­ри­на М. Г. Аме­ри­кан­ские са­ды А. На­зи­мо­вой. М., 2012.

Вернуться к началу