Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОЛУ́НИН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 757

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Лопатин
В. И. Полунин в спектакле «Снежное шоу».

ПОЛУ́НИН Вя­че­слав Ива­но­вич (р. 12.6.1950, Но­во­силь Ор­лов­ской обл.), рос. ак­тёр-мим, ре­жис­сёр, нар. арт. РФ (2001). В 1978 окон­чил Ле­нингр. ин-т куль­ту­ры им. Н. К. Круп­ской. Совм. со сту­ди­ей пан­то­ми­мы Р. Е. Слав­ско­го при До­ме куль­ту­ры им. Лен­со­ве­та в Ле­нин­гра­де в 1968 ос­но­вал те­атр «Ли­це­деи» (офиц. ста­тус с 1978, под рук. П. до 1991). Среди спек­так­лей те­ат­ра: «Фан­та­зё­ры», «Ли­це­деи» (оба 1979), «Кар­тин­ки с вы­став­ки» (1980) и «Ночь на Лы­сой го­ре» (1983, оба – на му­зы­ку М. П. Му­сорг­ско­го), «Чур­да­ки» (1982), «Ка­та­ст­ро­фа» (1989). Луч­шие но­ме­ра из этих и др. спек­так­лей те­ат­ра П. объ­е­ди­нил в про­грам­му «Аси­сяй-Ре­вю» (1984). Ро­див­ший­ся в нач. 1980-х гг. ге­рой П. – Аси­сяй, тро­га­тель­но-на­ив­ный меч­та­тель в меш­ко­ва­том жёл­том ком­би­не­зо­не и «мох­на­тых» крас­ных та­поч­ках, фан­та­зёр, изъ­яс­няю­щий­ся на не­по­нят­ном язы­ке. На­чав с клас­сич. пан­то­ми­мы, со вре­ме­нем П. об­ра­тил­ся к ре­че­во­му экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­нию. Про­дол­жа­ет, на­пол­няя ак­ту­аль­ным зву­ча­ни­ем, те­му «ма­лень­ко­го че­ло­ве­ка», смею­ще­го­ся над тем, от че­го боль­ше все­го стра­да­ет. Уни­вер­саль­ность мас­ки П., ин­то­нац., со­ци­аль­ная и вре­мен­нáя чут­кость, тя­го­те­ние к кол­лек­тив­но­му твор­че­ст­ву, ан­самб­ле­вость ис­пол­не­ния спо­соб­ст­во­ва­ли при­зна­нию и ши­ро­кой по­пу­ляр­но­сти его спек­так­лей во всём ми­ре. С кон. 1980-х гг. жи­вёт и ра­бо­та­ет в осн. за ру­бе­жом (США, Фран­ция, Ве­ли­ко­бри­та­ния, Гер­ма­ния, Че­хия и др.). Ос­но­вал неск. все­рос­сий­ских и ме­ж­ду­нар. про­ек­тов: «Мим-па­рад» (1982), Мас­тер­скую пан­то­ми­мы и кло­уна­ды (1985), фес­ти­валь улич­ных те­ат­ров в Рос­сии (1986), фес­ти­валь «Кон­гресс ду­ра­ков» (1988). Один из ор­га­ни­за­то­ров и ру­ко­во­ди­те­лей ме­ж­ду­нар. фес­ти­ва­ля улич­ных те­ат­ров «Ка­ра­ван ми­ра» (1989). Ста­вил пред­став­ле­ния для кар­на­ва­лов в Ве­не­ции. На ру­бе­же 20–21 вв. в твор­че­ст­ве П. ро­ман­тич. кло­уна­ду сме­ни­ли тра­ги­ко­мич., ме­та­фи­зич. мо­ти­вы (в 1993 по­ста­вил спек­такль «Жёл­тый», под­ни­маю­щий те­му оди­но­че­ст­ва). В 1993 соз­дал (совм. с В. М. Кра­ме­ром) «Снеж­ное шоу» («SnowShow»), с ус­пе­хом га­ст­ро­ли­рую­щее в кон. 1990-х – 2010-х гг. по все­му ми­ру. С 1994 со­труд­ни­ча­ет с ка­над. цир­ком «Сирк дю Со­лей» в Мон­реа­ле. В 2001 ор­га­ни­зо­вал фес­ти­валь кло­уна­ды «Ко­рабль ду­ра­ков» (в рам­ках Треть­ей те­ат­раль­ной олим­пиа­ды в Мо­ск­ве). С 1992 пре­зи­дент Ме­ж­ду­нар. те­ат­раль­но­го цен­тра не­ака­де­мич. иск-ва «Ака­де­мия ду­ра­ков». С 2013 худ. рук. Боль­шо­го С.-Пе­терб. гос. цир­ка. Сни­мал­ся в филь­мах: «Не­бы­валь­щи­на», «Как стать звез­дой», «Убить дра­ко­на», «При­вет, ду­ра­леи!» и др. П. по­свя­щён до­ку­мен­таль­ный фильм «Кло­ун» И. В. Ев­тее­вой (2002, пр. Мкф в Ве­не­ции).

Соч.: Бит­ва кар­на­ва­ла с Ве­ли­ким по­стом // Те­ат­раль­ная жизнь. 1988. № 15; У брать­ев Маркс не бы­ло бра­та Кар­ла // Те­атр. 2000. № 2; Ле­ст­ни­ца в не­бо (Бе­лый кар­на­вал). М., 2012; Алхимия снежности. М.; Лондон, 2014 (совм. с Н. Е. Табачниковой).

Лит.: Ти­хо­но­ва Н. Воз­вра­ще­ние ко­ми­че­ской экс­цен­три­ки // Эс­т­ра­да: что? где? за­чем? М., 1988; Смир­ня­ги­на Т. Ю. Те­атр меч­ты В. По­лу­ни­на // Раз­вле­ка­тель­ное ис­кус­ст­во в со­цио­куль­тур­ном про­стран­ст­ве 1990-х гг. СПб., 2004; Дмит­рев­ская М. Ю. Раз­го­во­ры. СПб., 2010; Mishukov V. Slava: polno­polu­nie. P.; Мoscou, 2010.

Вернуться к началу