Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ПРОТАЗА́НОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 621-622

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПРОТАЗА́НОВ Яков Алек­сан­д­ро­вич [23.1(4.2).1881, Мо­ск­ва – 8.8.1945, там же], рос. ре­жис­сёр, засл. де­ят. ис­кусств РСФСР (1935) и Узб. ССР (1943). Один из за­чи­на­те­лей рос. ки­не­ма­то­гра­фа. Из ку­печ. се­мьи. В 1900 окон­чил Моск. ком­мерч. уч-ще. Ре­жиссёр­ский де­бют – «Бах­чи­са­рай­ский фон­тан» (1909). В 1911–18 по­ста­вил ок. 80 филь­мов, в т. ч. кар­ти­ны «Рус­ской зо­ло­той се­рии», от­личаю­щие­ся вы­со­кой ре­жис­сёр­ской и опе­ра­тор­ской куль­ту­рой, глу­бо­ким пси­хо­ло­гиз­мом: «Дра­ма у те­ле­фо­на» (1914, один из ран­них опы­тов с мон­та­жом), экра­ни­за­ции «Пи­ко­вая да­ма» (1916), «Отец Сер­гий» (1918) и др. В 1920–23 ра­бо­тал в Па­ри­же, Бер­ли­не. По­сле воз­вра­ще­ния по­ста­вил филь­мы: «Аэли­та» по А. Н. Тол­сто­му (1924), «Бе­лый орёл» с уча­сти­ем В. И. Ка­ча­ло­ва и В. Э. Мей­ер­холь­да (1928), а так­же ко­ме­дии «За­крой­щик из Торж­ка» (1925), «Про­цесс о трёх мил­лио­нах» (1926), «Дон Дие­го и Пе­ла­гея» (1928) и «Празд­ник свя­то­го Йор­ге­на» (1930). В кар­ти­нах П. яр­ко про­яви­лось мас­тер­ст­во по­пу­ляр­ных ак­тё­ров И. И. Моз­жу­хи­на, В. В. Мак­си­мо­ва, И. В. Иль­ин­ско­го, А. П. Кто­ро­ва, М. М. Блю­мен­таль-Та­ма­ри­ной и др. В ис­то­ри­ко-ре­во­лю­ци­он­ном ф. «Со­рок пер­вый» (1927) П. до­бил­ся глу­бо­кой до­с­то­вер­но­сти в пе­ре­да­че ат­мо­сфе­ры эпо­хи и соз­да­нии об­ра­зов гл. ге­ро­ев. В пе­ри­од зву­ко­во­го ки­но по­сле муз. ко­ме­дии-пам­ф­ле­та «Ма­рио­нет­ки» (1934) по­ста­вил «Бес­при­дан­ни­цу» (1937), во­шед­шую в фонд отеч. ки­но­клас­си­ки. Сре­ди др. филь­мов: «Вой­на и мир» по Л. Н. Тол­сто­му (совм. с В. Р. Гар­ди­ным), «Ни­ко­лай Став­ро­гин» по «Бе­сам» Ф. М. Дос­то­ев­ско­го (оба 1915), «Его при­зыв» (1925), «Че­ло­век из рес­то­ра­на» (1927), «Са­ла­ват Юла­ев» (1941), «На­сред­дин в Бу­ха­ре» (1943). Вы­сту­пал так­же как сце­на­рист.

Лит.: Я. Про­та­за­нов. 2-е изд. М., 1957; Алей­ни­ков М. Н. Я. Про­та­за­нов. М., 1961; Зор­кая Н. М. Порт­ре­ты. М., 1966; Ар­ла­зо­ров М. С. Про­та­за­нов. М., 1973; Пер­вый век на­ше­го ки­но. М., 2006.

Вернуться к началу