Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ПУДО́ВКИН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 734-735

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин

ПУДО́ВКИН Все­во­лод Ил­ла­рио­но­вич [16(28).2.1893, Пен­за – 30.6.1953, Ду­бул­ты, близ Ри­ги, Латв. ССР; по­хо­ро­нен в Мо­ск­ве], рос. ре­жис­сёр, нар. арт. СССР (1948). В 1922 окон­чил Пер­вую гос. шко­лу ки­не­ма­то­гра­фии при Все­рос. фо­то­ки­но­от­де­ле Нар­ком­про­са (мас­тер­ская В. Р. Гар­ди­на, за­тем Л. В. Ку­ле­шо­ва). Де­бю­ти­ро­вал ко­рот­ко­мет­раж­ны­ми филь­ма­ми – филь­мом-агит­кой «Голод… голод… го­лод…» (1921, совм. с Гар­ди­ным) и экс­цен­трич. ко­ме­ди­ей «Шах­мат­ная го­ряч­ка» (1925). В 1926 по­ста­вил до­ку­мен­таль­ный ф. «Ме­ха­ни­ка го­лов­но­го моз­га». Пер­вый пол­но­мет­раж­ный иг­ро­вой ф. «Мать» по М. Горь­ко­му (1926), при­бли­жа­ясь по фор­ме к ан­тич­ной тра­ге­дии, стал са­мым зна­чи­тель­ным в твор­че­ст­ве П. и при­нёс ему все­мир­ную сла­ву. В сти­ли­сти­ке, со­че­таю­щей реа­лизм и экс­прес­сио­низм, соз­да­ны ис­то­ри­ко-ре­во­люц. лен­ты на те­му вы­зре­ва­ния в на­ро­де лич­но­ст­но-со­ци­аль­но­го на­ча­ла – «Ко­нец Санкт-Пе­тер­бур­га» (1927) и «По­то­мок Чин­гис-ха­на» (1928). В 1930 П. вы­пус­тил экс­пе­рим. ф. «Рас­сказ о про­стом слу­чае», в ко­то­ром ли­рич. ме­ло­дра­ма вы­ра­же­на аван­гард­но-по­этич. ки­но­язы­ком. Эле­мен­ты аван­гард­но-экс­прес­сио­ни­стич. мыш­ле­ния при­сут­ст­ву­ют в со­ци­аль­ной дра­ме «Де­зер­тир» (1933) и ге­рои­ко-ро­ман­тич. ки­но­по­вес­ти «По­бе­да» (1938). Позд­нее П. сни­мал ис­то­ри­ко-био­гра­фич. ки­но­ро­ма­ны: «Ми­нин и По­жар­ский» (1939), «Су­во­ров» (1940) – оба совм. с М. И. Дол­ле­ром; «Ад­ми­рал На­хи­мов» (1946, пр. Мкф в Ве­не­ции), «Жу­ков­ский» (1950, совм. с Д. И. Ва­силь­е­вым; пр. Мкф в Кар­ло­ви-Ва­ри). В жан­ре реа­ли­стич. гро­те­ска о жиз­ни в фа­ши­ст­ской Гер­ма­нии рас­ска­зы­вал ф. «Убий­цы вы­хо­дят на до­ро­гу» по Б. Брех­ту (1942, совм. с Ю. В. Та­ри­чем; на эк­ран не вы­пу­щен). Сре­ди др. филь­мов: «Пир в Жир­мун­ке» (1941, «Бое­вой ки­но­сбор­ник»; совм. с Дол­ле­ром), «Во имя Ро­ди­ны» (1943, совм. с Ва­силь­е­вым), «Три встре­чи» (1948, совм. с С. И. Ют­ке­ви­чем и А. Л. Птуш­ко), «Воз­вра­ще­ние Ва­си­лия Борт­ни­ко­ва» (1953). Как ак­тёр соз­дал ост­ро­ха­рак­тер­ные об­ра­зы в филь­мах «Не­обы­чай­ные при­клю­че­ния мис­те­ра Вес­та в стра­не боль­ше­ви­ков», «Жи­вой труп», «Во имя Ро­ди­ны», «Иван Гроз­ный», «Ад­ми­рал На­хи­мов». Вы­сту­пал так­же как ав­тор и со­ав­тор сце­на­ри­ев. В 1924–35 пред. Рос. ас­со­циа­ции ра­бот­ни­ков ре­во­люц. ки­не­ма­то­гра­фии. Гос. пр. СССР (1941, 1947, 1951). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1935, 1950).

Соч.: Избр. ста­тьи. М., 1955; Собр. соч. М., 1974–1976. Т. 1–3.

Лит.: Ие­зуи­тов Н. М. Пу­дов­кин: Пу­ти твор­че­ст­ва. М.; Л., 1937; Ют­ке­вич С. Ре­жис­серское мас­тер­ст­во Вс. Пу­дов­ки­на в филь­ме «Мать» // Уч. зап. Все­со­юз­но­го го­су­дар­ст­вен­но­го ин­сти­ту­та ки­не­ма­то­гра­фии. 1959. Вып. 1; Ка­ра­га­нов А. В. Пу­дов­кин. 2-е изд. М., 1983.

Вернуться к началу