Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

БЕ́РГМАН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. Э. Рязанова, Т. Н. Суханова
Ингмар Бергман. Кадр из фильма «Лицо». 1958.

БЕ́РГМАН (Bergman) Ингмар (14.7.1918, Уппсала – 30.7.2007, о. Форё, лен Готланд), швед. режиссёр кино и театра, сценарист, писатель. Сын лютеранского пастора. Учился в Стокгольмском ун-те. Проф. деятельность начал в 1943 как редактор сценариев; в 1944 по его сценарию поставлен ф. «Травля» (реж. А. Шёберг). В 1946 поставил первый самостоят. ф. «Кризис», однако индивидуальный авторский стиль Б. сложился лишь в нач. 1950-х гг. Работал в театрах Хельсингборга и Гётеборга (в 1940-х гг.), Мальмё (в 1950-х гг.); в 1963–66 возглавлял Королевский драматич. театр (Стокгольм). В 1976 покинул Швецию, неск. лет работал в театрах Германии, Англии, Дании, не прерывая кинематографич. практику.

Б.  автор более 60 кино- и телефильмов, для большинства из которых сам писал сценарии. Центр. темы его кинематографа – психология межличностных отношений (внутри семьи, в любовной паре и т. п.) и духовный мир женщины – обозначены в ряде фильмов кон. 1940–50-х гг. (начиная с ф. «Жажда», 1949): «Лето с Моникой» (1953), «Улыбки летней ночи» (1955), «У истоков жизни» (1958, пр. Мкф в Канне) и др. В фильмах «Вечер шутов» (1953), «Лицо» (1958, пр. Мкф в Венеции) жизнь цирковых артистов предстаёт как метафора взаимоотношений художника и общества. Влияние экзистенциализма прослеживается в филос. притче в форме легенды из эпохи крестовых походов «Седьмая печать» (1957, пр. Мкф в Канне), в медитации о старости и смысле жизни «Земляничная поляна» (1957, Большой приз Мкф в Зап. Берлине, пр. Мкф в Венеции) и во мн. др. работах. Фильмы 1960-х гг. отличаются пессимистич. интонацией – трилогия «Как в зеркале» (1961, пр. «Оскар»), «Причастие», «Молчание» (оба 1963). Сюрреалистич. мотивами пронизан ф. «Час волка» (1968). Среди наиболее значит. фильмов кон. 1960–70-х гг.: «Персона» (1966), «Стыд» (1968), «Страсть» (1969), «Шёпоты и крик» (1972, пр. Мкф в Канне, пр. «Оскар»), «Волшебная флейта» (1975, экранизация оперы В. А. Моцарта), «Лицом к лицу» (1976), «Осенняя соната» (1978). Фильм об истоках фашизма «Змеиное яйцо» (1977) – редкий в творчестве Б. пример прямого обращения к социально-политич. проблематике. В ф. «Сцены из супружеской жизни» (1973) эстетика телевизионного сериала подчинена углублённому исследованию распада семейного союза; к судьбе героев этой картины Б. возвращается в ф. «Сарабанда» (2003). Во многом автобиографична семейная эпопея «Фанни и Александр» (1982, пр. Мкф в Венеции, пр. «Оскар» и др.), для которой характерны сердечная атмосфера и идиллич. финал (торжество традиц. христианских и семейных ценностей); в то же время здесь, как и в др. работах Б., ощущается влияние психоанализа. Б.  автор ряда телевизионных и документальных фильмов, в т. ч. «Форё-документ» (1979; о населении о. Форё); «После репетиции» и «Лицо Карин» (посвящён матери режиссёра; оба 1984). В 1990-е гг. по сценариям Б. сняты фильмы: «Благие намерения» (1991, реж. Б. Аугуст, Гл. пр. Мкф в Канне), «Воскресные дети» (1992, реж. Д. Бергман); «Исповедальные беседы» (1996) и «Неверная» (2000; оба – реж. Л. Ульман).

В кинематографе Б. подчёркнуто бытовое начало соседствует с условно-притчевым, а напряжённая эмоциональность – с глубинной интроспекцией, проникающей на уровень подсознания и нередко обращённой к психопатологич. казусам: расщеплению личности («Персона»), болезненному дуэту психотерапевта и пациента («Лицом к лицу»). Персонажи Б., даже связанные родств. узами, отчуждены друг от друга, однако ощущение тотальной отверженности в отсутствие Бога смягчено надеждой на его обретение. Для визуального решения фильмов Б. характерны минималистская условность видеоряда, простота построения кадров и мизансцен при активизации «языка» вещей и интерьеров; целям психологич. анализа способствуют крупные планы, подробная фиксация мимики, выражения глаз; взгляд «в камеру».

В составе постоянной творч. группы Б.  актёры Б. Андерсон, Х. Андерсон, И. Тулин, Л. Ульман, Л. Нюман, Л. Улин, Г. Бьёрнстранд, М. фон Сюдов, Э. Юсефсон; оператор С. Нюквист и др. Влияние Б. прослеживается в ряде фильмов И. А. Авербаха, В. Аллена, Анд. А. Тарковского, Л. фон Триера, М. фон Тротта, а также франц. «новой волны».

Среди театральных постановок (ок. 140): «Кто боится Вирджинии Вулф?» Э. Олби (Королевский драматич. театр, 1963); «Гедда Габлер» Г. Ибсена (там же, 1964), «Дон Жуан» Мольера (там же, 1965); решённая как цирковое действо драма Г. Бюхнера «Войцек» (там же, 1969); «Игра снов» А. Стриндберга (там же, 1970); «Три сестры» А. П. Чехова («Резиденцтеатер», Мюнхен, 1978); «Двенадцатая ночь», «Король Лир» и «Гамлет» У. Шекспира (Королевский драматич. театр, 1975, 1984 и 1986); «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (там же, 2000). Автобиографич. соч. «Laterna magica» (1987, рус. пер. 1989) и «Три дневника» («Tre dagboecker», 2004).

Соч.: Осенняя соната. М., 1978; Сцены из супружеской жизни. М., 1979; Бергман о Бергмане. М., 1985; Картины. М., 1997; Исповедальные беседы. М., 2000; Представление. Киноповести. М., 2005; Пятый акт. Пьесы. М., 2009.

Лит.: Donner J. Djävulens ansikte. Stockh., 1962; Sjögren H. I. Bergman pa teatern. Stockh., 1968; И. Бергман. Статьи. Рецензии. Сценарии. Интервью. М., 1969; Defosse M. I. Bergman. P., 1979; И. Бергман. М., 1991; Cowie P. I. Bergman: a critical biography. N. Y., 1992; Marker L. L., Marker F. J. I. Bergman: a life in the theatre. 2nd ed. Camb., 1992; Koskinen M. Spel och speglingar. Stockh., 1993; Bergman on Bergman. N. Y., 1993; Szczepański T. Zwierciadło Bergmana. Gdańsk, 1999; Törnqvist E. Bergmanʼs muses. L., 2003; Calin J. The films of I. Bergman. Camb., 2003; Steene B. I. Bergman: a reference guide. Amst., 2005; Андориль А. Режиссер. М., 2008.

  • БЕ́РГМАН Ингмар (р. 14.7.1918), швед. режиссёр кино и театра, сценарист, писатель (2005)
Вернуться к началу