Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

РЕНУА́Р

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 401

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Виноградов

РЕНУА́Р (Renoir) Жан (15.9.1894, Па­риж – 12.2.1979, Бе­вер­ли-Хилс, штат Ка­ли­фор­ния, США; по­хо­ро­нен в Эсуа, Фран­ция), франц. ре­жис­сёр. Сын О. Ре­нуа­ра. В ки­но де­бю­ти­ро­вал как сце­на­рист («Без­ра­дост­ная жизнь», 1924) и ре­жис­сёр («Дочь во­ды», 1925). Под влия­ни­ем твор­че­ст­ва Э. фон Штро­гей­ма и нем. экс­прес­сио­ни­стов эк­ра­ни­зи­ро­вал ро­ман Э. Зо­ля «На­на» (1926). Ми­ро­вую из­вест­ность при­нёс ф. «Су­ка» (1931), от­крыв­ший реа­ли­стич. пе­ри­од в твор­че­ст­ве Р., ко­то­рый уде­лял осо­бое вни­ма­ние со­ци­аль­ным про­бле­мам. Со­еди­не­ние жиз­нен­но­го прав­до­по­до­бия с по­этич. вос­при­яти­ем ми­ра ха­рак­тер­но для его луч­ших ра­бот: «Бу­дю, спа­сён­ный из во­ды» (1932), «Пре­сту­п­ле­ние гос­по­ди­на Лан­жа» (1936), «Че­ло­век-зверь» (1938), «Пра­ви­ла иг­ры» (1939) и др. Од­ним из пред­ше­ст­вен­ни­ков нео­реа­лиз­ма счи­та­ют фильм о жиз­ни ра­бо­чих-им­ми­гран­тов на юге Фран­ции «То­ни» (1935). Гу­ма­низ­мом, пси­хо­ло­гич. глу­би­ной и точ­но­стью со­ци­аль­ной ха­рак­те­ри­сти­ки от­ме­че­на ан­ти­ми­ли­та­ри­ст­ская лен­та «Ве­ли­кая ил­лю­зия» (1937, пр. Мкф в Ве­не­ции). С на­ча­ла 2-й ми­ро­вой вой­ны Р. ра­бо­тал в США. Од­на­ко кар­ти­ны, сня­тые в эмиг­ра­ции, – ни про­па­ган­ди­ст­ский ф. «Эта зем­ля – моя» (1943), ни «Южа­нин» (1945, пр. Мкф в Ве­не­ции), ни «Днев­ник гор­нич­ной» (1946) – не при­бли­жают­ся по ху­дож. уров­ню к филь­мам 1930-х гг. В 1951 вер­нул­ся в Ев­ро­пу. В по­сле­во­ен­ный пе­ри­од ото­шёл от реа­ли­стич. ма­не­ры, уде­ляя боль­шее вни­ма­ние зре­лищ­но­сти и пла­стич. гар­мо­нии. Под влия­ни­ем им­прес­сио­низ­ма соз­да­ны филь­мы: «Ре­ка» (1951), «Фран­цуз­ский кан­кан» (1954), «Еле­на и муж­чи­ны» (1956), «Зав­трак на тра­ве» (1959). Сре­ди др. филь­мов: «Чарль­стон» (1927), «Ма­лень­кая про­дав­щи­ца спи­чек» (1928), «На дне» (1936), «Зо­ло­тая ка­ре­та» (1952), т/ф «Ма­лень­кий те­атр Жа­на Ре­нуа­ра» (1970). Ав­тор сце­на­ри­ев боль­шин­ст­ва сво­их кар­тин, во мно­гих сни­мал­ся как ак­тёр. Пр. «Ос­кар» за вклад в ми­ро­вой ки­не­ма­то­граф (1975).

Лит.: Ле­про­он П. Со­вре­мен­ные фран­цуз­ские ки­но­ре­жис­се­ры. М., 1960; Cauliez A.-J. J. Re­noir. P., 1962; Ж. Ре­ну­ар: Ста­тьи. Ин­тер­вью. Вос­по­ми­на­ния. Сце­на­рии. М., 1972; Venego­ni C. F. J. Renoir. Firenze, 1975; Sesonske A. J. Renoir. L., 1980; Ба­зен А. Ж. Ре­ну­ар. М., 1995.

Вернуться к началу