Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

РОММ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 644-645

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин

РОММ Ми­ха­ил Иль­ич [11(24).1.1901, Ир­кутск – 1.11.1971, Мо­ск­ва], рос. ре­жис­сёр, сце­на­рист, засл. де­ят. ис­кусств (1940), нар. арт. СССР (1950). В 1922–1923 учил­ся в мас­тер­ской Л. В. Ку­ле­шова. В 1925 окон­чил Выс­ший ху­дож.-тех­нич. ин-т (ф-т скульп­ту­ры). На­чи­нал как сце­на­рист («Ря­дом с на­ми», 1931, совм. с В. М. Гу­се­вым; «Кон­вей­ер смер­ти», 1933, с Гу­се­вым и И. А. Пырь­е­вым, и др.). Как ре­жис­сёр де­бю­ти­ро­вал ф. «Пыш­ка» по Г. де Мо­пас­са­ну (1934) – ан­ти­бур­жу­аз­ным фар­сом, ре­шён­ным в за­острён­но-пла­кат­ном клю­че. Прин­ци­пи­аль­но иной, стро­го реа­ли­стич. под­ход по­зво­лил при­клю­ченч. ис­то­рии от­ря­да бо­рю­щих­ся с бас­ма­ча­ми крас­но­ар­мей­цев «Три­на­дцать» (1937) об­рес­ти чер­ты тра­ге­дии сов. соз­на­ния, мак­си­маль­но го­то­во­го на са­мо­по­жерт­во­ва­ние ра­ди борь­бы с вра­га­ми – да­же не имею­щей ви­ди­мо­го смыс­ла. Реа­ли­стич. со­став­ляю­щая пре­ва­ли­ру­ет и в филь­мах «Ле­нин в 1918 го­ду» (1939), «Рус­ский во­прос» (1948, Гос. пр. СССР, 1948), в ди­ло­гии «Ад­ми­рал Уша­ков» и «Ко­раб­ли штур­му­ют бас­тио­ны» (1953), а в кар­ти­нах «Ле­нин в Ок­тяб­ре» (1937, Гос. пр. СССР, 1941), «Че­ло­век № 217» (1945, Гос. пр. СССР, 1946, пр. Мкф в Кан­не), «Сек­рет­ная мис­сия» (1950, Гос. пр. СССР, 1951) оп­ре­де­ляю­щим стал пла­кат­но-гро­те­ско­вый ки­но­язык. Ор­га­ни­че­ское слия­ние обо­их ав­тор­ских сти­лей во­пло­ще­но в филь­мах «Меч­та» (1943) и «Убий­ст­во на ули­це Дан­те» (1956), вы­дер­жан­ных в жан­ре ан­ти­бур­жу­аз­но­го по­ли­тич. пам­фле­та. Свое­об­раз­ным ма­ни­фе­стом но­во­го ос­мыс­ле­ния дей­ст­ви­тель­но­сти, т. н. ки­не­ма­то­гра­фа раз­мыш­ле­ния, явил­ся ф. «Де­вять дней од­но­го го­да» (1962, Гос. пр. РСФСР, 1966; пр. Мкф в Кар­ло­ви-Ва­ри). В 1966 Р. по­ста­вил но­ва­тор­ский ху­дож.-пуб­ли­ци­стич. ф. «Обык­но­вен­ный фа­шизм», где че­рез собств. па­ра­док­саль­но-иро­нич. за­кад­ро­вый ком­мен­та­рий ос­мыс­ли­вал тра­гич. ис­то­рич. ре­аль­ность. В ф. «И всё-та­ки я ве­рю» (в 1976 за­кончен М. М. Ху­цие­вым, Э. Г. Кли­мо­вым и Г. Н. Лав­ро­вым) на до­ку­мен­таль­ном ма­те­риа­ле под­ня­ты во­про­сы ду­ховно­го и со­ци­аль­но­го дви­же­ния совр. ми­ро­вой ци­ви­ли­за­ции. По­ста­вил до­ку­мен­таль­ные филь­мы: «Вла­ди­мир Иль­ич Ле­нин» (1948, совм. с В. Н. Бе­ляе­вым, Гос. пр. СССР, 1949), «Ки­но­до­ку­мен­ты о В. И. Ле­ни­не» (1949, совм. с М. Е. Сла­вин­ской), «Жи­вой Ле­нин» (1958, со Сла­вин­ской). В 1942–47 ра­бо­тал в Те­ат­ре-сту­дии ки­но­ак­тё­ра (Мо­ск­ва). В 1949–71 ру­ко­во­дил ак­тёр­ско-ре­жис­сёр­ской мас­тер­ской ВГИКа (проф. с 1965). Сре­ди уче­ни­ков Р.: В. Ю. Аб­д­ра­ши­тов, Т. Е. Абу­лад­зе, Д. К. Аса­но­ва, Г. Н. Да­не­лия, А. С. Кон­ча­лов­ский, А. Н. Мит­та, Н. С. Ми­хал­ков, Г. А. Пан­фи­лов, С. А. Со­ловь­ёв, И. В. Та­лан­кин, Анд. А. Тар­ков­ский, Г. Н. Чух­рай, В. М. Шук­шин. В 1985 А. Л. Ци­не­ман снял о Р. до­ку­мен­таль­ный ф. «Ми­ха­ил Ромм. Ис­по­ведь ки­но­ре­жис­сё­ра». На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1938, 1967).

Соч.: Избр. про­из­ве­де­ния. М., 1980–1982. Т. 1–3; Как в ки­но: Уст­ные рас­ска­зы. Н. Нов­го­род, 2003.

Лит.: Зель­до­вич Г. М. Ромм. М., 1939; Зор­кая Н. М. Порт­ре­ты. М., 1966; По­го­же­ва Л. П. М. Ромм. М., 1967; Зак М. М. Ромм и тра­ди­ции со­вет­ской ки­но­ре­жис­су­ры. М., 1975; Ка­п­лер А. Я. Сло­во о Ром­ме // Кап­лер А. Я. За­гад­ка ко­ро­ле­вы эк­ра­на. М., 1979; Кузь­ми­на Е. А. О Ром­ме // Кузь­ми­на Е. А. О том, что пом­ню. М., 1979. Кн. 2.

Вернуться к началу