РУ́ССКИЕ СЕЗО́НЫ
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РУ́ССКИЕ СЕЗО́НЫ, выступления артистов рус. имп. оперы и балета за границей, организованные С. П. Дягилевым в летние месяцы 1908–10-х гг. Театральным Р. с. предшествовали выставки, в т. ч. Рус. худож. выставка в рамках парижского Осеннего салона (1906) и Исторические русские концерты в Париже (1907). Дягилев преследовал цель познакомить Европу с операми рус. композиторов в исполнении наиболее знаменитых рус. певцов (в первую очередь Ф. И. Шаляпина), новаторскими постановками М. М. Фокина, иск-вом артистов имп. балета и сценографией художников «Мира искусства». В 1908 была показана опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского в редакции Н. А. Римского-Корсакова (художники А. Я. Головин, А. Н. Бенуа, К. Ф. Юон); в 1909 – три программы, включавшие балеты Фокина «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина, «Сильфиды» на музыку Ф. Шопена («Шопениана»; оба – худ. Бенуа), «Клеопатра» (из балета «Египетские ночи» А. А. Аренского с добавлением номеров на музыку ряда рус. композиторов; худ. Л. С. Бакст), дивертисмент «Пир» (танцы из опер и балетов рус. композиторов; хореография Фокина, М. И. Петипа, А. А. Горского, Н. О. Гольца, Ф. И. Кшесинского, художники К. А. Коровин, Бакст, Бенуа, И. Я. Билибин), опера «Псковитянка» Римского-Корсакова (художники Головин, Н. К. Рерих, Д. С. Стеллецкий), отрывки из опер «Князь Игорь» А. П. Бородина (хореография «Половецких плясок» Фокина, худ. Рерих), «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (худ. Бенуа), «Юдифь» А. Н. Серова (художники В. А. Серов и Бакст). Режиссёром оперных спектаклей выступил А. А. Санин. В 1910 были показаны также три программы, куда, наряду с балетами, включёнными в состав прошедшего сезона, вошли балеты Фокина «Карнавал» на музыку Р. Шумана, «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова (оба – худ. Бакст), «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (худ. Головин) и «Жизель» А. Адана (в традиц. хореографии, худ. Бенуа). Спектакли Р. с. имели огромный успех. Особое внимание привлекли декорации и костюмы Бакста и Бенуа, о которых писали не меньше, чем о Ф. И. Шаляпине, В. Ф. Нижинском, Т. П. Карсавиной, А. П. Павловой (участвовала только в сезоне 1909). Увиденное было воспринято как новое слово в мировом оперном и балетном театре. Р. с. обозначили начало периода интенсивного влияния рус. балета на балет Европы, а позднее Америки и др. континентов. В 1911 Дягилев принял решение вместо гастролей артистов имп. театров за рубежом проводить регулярные спектакли сформированной им труппы Русский балет Дягилева.