Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

РУ́ССКИЕ СЕЗО́НЫ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 61

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Я. Суриц
Афиша Русского сезона 1909. Художник В. А. Серов.

РУ́ССКИЕ СЕЗО́НЫ, вы­ступле­ния ар­ти­стов рус. имп. опе­ры и ба­ле­та за гра­ни­цей, ор­га­ни­зо­ван­ные С. П. Дя­ги­ле­вым в лет­ние ме­ся­цы 1908–10-х гг. Те­ат­ральным Р. с. пред­ше­ст­во­ва­ли вы­став­ки, в т. ч. Рус. ху­дож. вы­став­ка в рам­ках па­риж­ско­го Осен­не­го са­ло­на (1906) и Ис­то­ри­че­ские рус­ские кон­цер­ты в Па­ри­же (1907). Дя­ги­лев пре­сле­до­вал цель по­зна­ко­мить Ев­ро­пу с опе­ра­ми рус. ком­по­зи­то­ров в ис­пол­не­нии наи­бо­лее зна­ме­ни­тых рус. пев­цов (в пер­вую оче­редь Ф. И. Ша­ля­пи­на), но­ва­тор­ски­ми по­ста­нов­ка­ми М. М. Фо­ки­на, иск-вом ар­ти­стов имп. ба­ле­та и сце­но­гра­фи­ей ху­дож­ни­ков «Ми­ра ис­кус­ст­ва». В 1908 бы­ла по­ка­за­на опе­ра «Бо­рис Го­ду­нов» М. П. Му­сорг­ско­го в ре­дак­ции Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (ху­дож­ни­ки А. Я. Го­ло­вин, А. Н. Бе­нуа, К. Ф. Юон); в 1909 – три про­грам­мы, вклю­чав­шие ба­ле­ты Фо­ки­на «Па­виль­он Ар­ми­ды» Н. Н. Че­реп­ни­на, «Силь­фи­ды» на му­зы­ку Ф. Шо­пе­на («Шо­пе­ниа­на»; оба – худ. Бе­нуа), «Кле­о­пат­ра» (из ба­ле­та «Еги­пет­ские но­чи» А. А. Арен­ско­го с до­бав­ле­ни­ем но­ме­ров на му­зы­ку ря­да рус. ком­по­зи­то­ров; худ. Л. С. Бакст), ди­вер­тис­мент «Пир» (тан­цы из опер и ба­ле­тов рус. ком­по­зи­то­ров; хо­рео­гра­фия Фо­ки­на, М. И. Пе­ти­па, А. А. Гор­ско­го, Н. О. Голь­ца, Ф. И. Кше­син­ско­го, ху­дож­ни­ки К. А. Ко­ро­вин, Бакст, Бе­нуа, И. Я. Би­ли­бин), опе­ра «Пско­ви­тян­ка» Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (ху­дож­ни­ки Го­ло­вин, Н. К. Ре­рих, Д. С. Стел­лец­кий), от­рыв­ки из опер «Князь Игорь» А. П. Бо­ро­ди­на (хо­рео­гра­фия «По­ло­вец­ких пля­сок» Фо­ки­на, худ. Ре­рих), «Рус­лан и Люд­ми­ла» М. И. Глин­ки (худ. Бе­нуа), «Юдифь» А. Н. Се­ро­ва (ху­дож­ни­ки В. А. Се­ров и Бакст). Ре­жис­сё­ром опер­ных спек­так­лей вы­сту­пил А. А. Са­нин. В 1910 бы­ли по­ка­за­ны так­же три про­грам­мы, ку­да, на­ря­ду с ба­ле­та­ми, вклю­чён­ны­ми в со­став про­шед­ше­го се­зо­на, во­шли ба­ле­ты Фо­ки­на «Кар­на­вал» на му­зы­ку Р. Шу­ма­на, «Шехе­ра­за­да» на му­зы­ку Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (оба – худ. Бакст), «Жар-пти­ца» И. Ф. Стра­вин­ско­го (худ. Го­ло­вин) и «Жи­зель» А. Ада­на (в тра­диц. хо­рео­гра­фии, худ. Бе­нуа). Спек­так­ли Р. с. име­ли ог­ром­ный ус­пех. Осо­бое вни­ма­ние при­влек­ли де­ко­ра­ции и кос­тю­мы Бак­ста и Бе­нуа, о ко­то­рых пи­са­ли не мень­ше, чем о Ф. И. Ша­ля­пи­не, В. Ф. Ни­жин­ском, Т. П. Кар­са­ви­ной, А. П. Пав­ло­вой (уча­ст­во­ва­ла толь­ко в се­зо­не 1909). Уви­ден­ное бы­ло вос­при­ня­то как но­вое сло­во в ми­ро­вом опер­ном и ба­лет­ном те­ат­ре. Р. с. обо­зна­чи­ли на­ча­ло пе­рио­да ин­тен­сив­но­го влия­ния рус. ба­ле­та на ба­лет Ев­ро­пы, а позд­нее Аме­ри­ки и др. кон­ти­нен­тов. В 1911 Дя­ги­лев при­нял ре­ше­ние вме­сто га­ст­ро­лей ар­ти­стов имп. те­ат­ров за ру­бе­жом про­во­дить ре­гу­ляр­ные спек­так­ли сфор­ми­ро­ван­ной им труп­пы Рус­ский ба­лет Дя­ги­ле­ва.

Лит.: По­жар­ская М. Н. Рус­ские се­зо­ны в Па­ри­же. М., 1988; Схей­ен Ш. Дя­ги­лев. «Рус­ские се­зо­ны» на­все­гда. М., 2012. См. так­же лит. при стать­ях Дя­ги­лев С. П. и Рус­ский ба­лет Дя­ги­ле­ва.

Вернуться к началу