РУ́ССКИЙ БАЛЕ́Т ДЯ́ГИЛЕВА
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РУ́ССКИЙ БАЛЕ́Т ДЯ́ГИЛЕВА (Les Ballets Russes de Diaghilev), труппа, созданная в 1911 С. П. Дягилевым на основе Русских сезонов. Базировался в Монте-Карло, гастролировал по Европе. В Р. б. Д. участвовали балетмейстеры и танцовщики: М. М. Фокин, Л. Ф. Мясин, В. Ф. Нижинский, Б. Ф. Нижинская, Дж. Баланчин, Т. П. Карсавина, М. Ф. Кшесинская, О. А. Спесивцева, А. Д. Данилова, А. Маркова, С. Лифарь и др.; художники: А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих, М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, П. Пикассо, А. Матисс и др. Среди постановок: балеты И. Ф. Стравинского («Петрушка», 1911; «Весна священная», 1913; «Свадебка», 1923; «Аполлон Мусагет», 1928), К. Дебюсси («Послеполуденный отдых фавна», 1912; «Игры», 1913), Э. Сати («Парад», 1917), С. С. Прокофьева («Стальной скок», 1927; «Блудный сын», 1929). Со смертью Дягилева в 1929 труппа прекратила существование, дав импульс к возникновению на её базе в нач. 1930-х гг. др. рус. балетных трупп: «Балле рюс де Монте-Карло», «Балле рюс дю колонель де Базиль», «Балле 1933».
Роль Р. б. Д. в истории хореографии огромна. Выросший из Рус. сезонов 1908–10, он начал своё существование в период, когда балетный театр Европы находился в упадке. Прославив рус. мастеров, Р. б. Д. одновременно показал Западу пути развития собств. возможностей, всемерно содействуя возрождению балета во всём мире. Началось это возрождение с освоения идей «нового» (в духе «Мира искусства») балета, восприятия тех форм, которые были предложены во время Рус. сезонов и в первые годы существования Р. б. Д. Повсеместно стали складываться самостоят. балетные коллективы вместо балетных трупп при оперных театрах, как было принято ранее. Осн. типом спектакля стал одноактный балет, решённый в единой стилистике, предполагающий активное сотрудничество балетмейстера, композитора, художника. Огромное внимание стало уделяться музыке. Дягилеву принадлежала честь открытия для балета таких композиторов, как И. Ф. Стравинский и С. С. Прокофьев, он заказывал музыку М. Равелю, Р. Штраусу, композиторам «Шестёрки». Возросший интерес композиторов к балетной музыке привёл к созданию во многих странах выдающихся балетных партитур. Одновременно плодотворной оказалась практика сочинения балетов на не предназначенную для танца музыку, что постепенно стало одним из осн. методов работы хореографов на Западе. Огромное влияние оказали спектакли Р. б. Д. на сценографию. Рус. художники продемонстрировали совершенно новый подход к декорационному иск-ву, основанный на принципе синтеза: сценография стала частью сценич. действия, в некоторых случаях даже определяющей. Результатом политики Дягилева был приход в театр франц. художников-станковистов. Благодаря Р. б. Д. традиции рус. балета стали распространяться по всему миру, дав толчок к повсеместному освоению школы классич. танца. Постепенно в каждой стране балет и классич. танец становились явлением нац. иск-ва. Р. б. Д. сыграл свою роль и в приобщении зрителя за рубежом к рус. классич. наследию. Несмотря на преобладание постановок совр. рус. хореографов, труппа имела в репертуаре в отд. периоды также «Лебединое озеро» и «Спящую красавицу» П. И. Чайковского и др. Благодаря Р. б. Д. рус. классика 19 в. заняла прочное место в репертуаре мн. зап.-европ. коллективов. Балет был реабилитирован как искусство, став эстетич. силой, воздействовавшей на самые разные области культуры.