Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

СОКУ́РОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 639-640

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин

СОКУ́РОВ Алек­сандр Ни­ко­лае­вич (р. 14.6.1951, дер. По­дор­ви­ха Ир­кут­ской обл.), рос. ре­жис­сёр, засл. де­ят. ис­кусств РФ (1997), нар. арт. РФ (2004). Окон­чил ис­то­рич. ф-т Горь­ков­ско­го ун-та (1974). Од­но­вре­мен­но с учё­бой, в 1969–75 ра­бо­тал на Горь­ков­ском ТВ. В 1979 окон­чил ре­жис­сёр­ский ф-т на­уч­но-по­пу­ляр­но­го ки­но ВГИКа (мас­тер­ская А. М. Згу­ри­ди). В пол­но­мет­раж­ном ди­плом­ном ф. «Оди­но­кий го­лос че­ло­ве­ка» (1978, пр. Мкф в Ло­кар­но) про­яви­лись осо­бен­но­сти творч. по­чер­ка С.: ме­ди­та­тив­ность, склон­ное к ме­та­фи­зи­ке по­сти­же­ние ре­аль­но­сти, ис­пол­нен­ный дра­ма­тич. ли­риз­ма ви­зу­аль­ный ряд. Экс­пе­ри­мен­та­ми в об­лас­ти ки­но­язы­ка ха­рак­те­ри­зуют­ся ост­ро­эмо­цио­наль­ный, на­сы­щен­ный внутр. тре­во­гой ко­рот­ко­мет­раж­ный ф. «Раз­жа­ло­ван­ный» (1980) и мрач­но-гро­те­ско­вый ф. «Скорб­ное бес­чув­ст­вие» (1987) – о ду­хов­ной сле­по­те европ. выс­ше­го об­ще­ст­ва нач. 20 в. До­ку­менталь­ные филь­мы «Эле­гия» (1986), «Жерт­ва ве­чер­няя» (1988), «Пе­тер­бург­ская эле­гия» (1990) об­на­жа­ют об­раз опу­сто­шён­но­го ми­ра по­сле кра­ха сов. сис­те­мы. Со­стоя­ние ужа­са и оце­пе­не­ния пе­ред тра­гиз­мом рас­ка­лы­ваю­щей соз­на­ние вой­ны убе­ди­тель­но пе­ре­да­но в до­ку­мен­таль­ных филь­мах «Со­на­та для Гит­ле­ра» (1979, вы­пуск 1989), «И ни­че­го боль­ше» (1987), «Ду­хов­ные го­ло­са» (1995; Гос. пр. РФ, 1996). Прит­ча «Дни за­тмения» (1988) рас­ска­зы­ва­ет о ду­шев­ной стой­ко­сти че­ло­ве­ка, ве­ду­ще­го диа­лог с то­таль­но раз­ру­шен­ным бы­ти­ем. До­ку­мен­таль­ный ф. «Ма­рия» (1989) – дра­ма бес­смыс­лен­но про­жи­той жиз­ни, ско­лок су­ще­ст­во­ва­ния на­ро­да при сов. вла­сти. От­вет­ст­вен­ность со­ци­аль­ной мис­сии – осн. ху­дож. со­став­ляю­щая в до­ку­мен­таль­ной лен­те о Б. Н. Ель­ци­не «Со­вет­ская эле­гия» (1990, Гран-при Мкф в Обер­хау­зе­не) и в ф. «При­мер ин­то­на­ции» (1991). Ос­мыс­ле­ни­ем те­мы смер­ти яви­лись филь­мы «Круг вто­рой» (1990), «Ка­мень» (1992), «Мать и сын» (1997, пр. Мкф в Мо­ск­ве) и «Эле­гия до­ро­ги» (2001). Им­прес­сио­ни­стич. про­ник­но­ве­ние в уни­каль­ные япон. реа­лии воз­ни­ка­ет в до­ку­мен­таль­ных филь­мах «Вос­точ­ная эле­гия» (1996, Гран-при Мкф в Обер­хау­зе­не), «Сми­рен­ная жизнь» (1997) и «Неж­но» (2000). Био­гра­фич. кар­ти­ны об А. Гит­ле­ре («Мо­лох», 1999, пр. Мкф в Кан­не), В. И. Ле­ни­не («Те­лец», 2001) и о Хи­рохи­то («Солн­це», 2005) – сня­тые в фор­ме ли­ри­ко-ме­ди­та­тив­ных притч раз­мыш­ле­ния о дра­ма­тиз­ме вла­сти. Экс­пе­ри­мен­ты в об­лас­ти ки­но­эс­те­ти­ки пред­став­ля­ют со­бой со­еди­няю­щий ис­пол­ни­те­ля с до­ку­мен­таль­ным фо­ном ф. «По­вин­ность» (1998) и сня­тая од­ним ка­дром ки­но­фан­та­зия «Рус­ский ков­чег» (2002). Глу­бо­кие ин­ди­ви­ду­аль­но-пси­хо­ло­гич. мо­ти­вы ле­жат в ос­но­ве эк­ра­ни­за­ций «Спа­си и со­хра­ни» (по ро­ма­ну «Ма­дам Бо­ва­ри» Г. Фло­бе­ра, 1989), «Фа­уст» (2011, Гран-при Мкф в Ве­не­ции), ки­но­по­вес­ти «Отец и сын» (2003). Сре­ди др. филь­мов: до­ку­мен­таль­ные – «По­след­ний день не­на­ст­но­го ле­та» (1979), «Дмит­рий Шос­та­ко­вич. Аль­то­вая со­на­та» (1981), «Мо­с­ков­ская эле­гия» (1987), «К со­бы­ти­ям в За­кав­ка­зье» (1990), «Ле­нин­град­ская рет­ро­спек­ти­ва» (1991), «Пе­тер­бург­ский днев­ник» (1997–2004), «Ро­бер. Сча­ст­ли­вая жизнь» (1999), «Чи­та­ем Бло­кад­ную кни­гу» (2009), «Фран­ко­фо­ния» (2015); иг­ро­вые – «Ти­хие стра­ни­цы» (1994, по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му), «Алек­сан­д­ра» (2007). Ав­тор и со­ав­тор сце­нари­ев сво­их филь­мов. Гос. пр. РФ (2001, 2014).

Соч.: В цен­тре океа­на. Сбор­ник эс­се и рас­ска­зов. СПб., 2014.

Лит.: Со­ку­ров. СПб., 1994; Со­ку­ров. Час­ти ре­чи. СПб., 2006–2011. [Кн. 1–2]; Ува­ров С. Му­зы­каль­ный мир А. Со­ку­ро­ва. М., 2011.

Вернуться к началу