ГОДА́Р
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГОДА́Р (Godard) Жан Люк (р. 3.12.1930, Париж), французский и швейцарский кинорежиссёр, сценарист, теоретик кино. В 1949 поступил в Сорбонну, где изучал этнологию. В 1950 основал (совместно с Ж. Риветом и Э. Ромером) «La Gazette du cinéma», где дебютировал как кинокритик под псевдонимом Ганс Лукас. Один из ведущих авторов (1952, 1956–59) журнала «Les Cahiers du cinéma», пропагандировал американское жанровое и французское «авторское» кино, закладывая теоретические основы «новой волны». Режиссёрский дебют – документальный фильм «Операция бетон» (1954). Первый полнометражный фильм «На последнем дыхании» (1960, приз Международного кинофестиваля в Западном Берлине) стал манифестом «новой волны», радикально трансформировав язык кино и заложив основы эстетики Г.: отрицание законов монтажа, линейного сценария, павильонных съёмок; трактовка игрового фильма как документального свидетельства о своей эпохе; использование приёмов коллажа, цитат и аллюзий, предвещающее эстетику постмодернизма; растворение жанрового начала в лирическом авторском тексте. Ряд фильмов Г. подвергался преследованиям цензуры: «Маленький солдат» (1960, вышел на экраны в 1963; запрещён за критику колониальной войны в Алжире), «Замужняя женщина» (1964), «Богородица, дева, радуйся» (1985). В фильмах 1-й половины 1960-х гг. Г. занимали проблемы свободы, власти, подчинения: «Жить своей жизнью» (1962, приз Международного кинофестиваля в Венеции), «Карабинеры», «Презрение» (оба 1963), «Альфавиль», «Безумный Пьеро» (оба 1965). В форме социологического исследования сняты фильмы «Мужское – женское» (1966, приз Международного кинофестиваля в Западном Берлине), «Две или три вещи, которые я знаю о ней», «Китаянка» (приз Международного кинофестиваля в Венеции; оба 1967). Антибуржуазная сатира в фильме «Уик-энд» (1967) – предвидение и идеологическое обоснование леворадикального бунта. Активно участвуя в студенческих волнениях 1968, Г. перешёл на позиции маоизма. Создал (совместно с Ж. П. Гореном и Ж. А. Роже) «Group Dziga Vertov», снимавшую анонимные пропагандистские «кинолистовки» (в т. ч. по заказу Организации освобождения Палестины, о событиях в Чехословакии, Вьетнаме и т. д.). В фильме «Всё хорошо» (1972, совместно с Гореном) Г. вернулся к традиционному кинопроизводству, иронично изобразив забастовочное движение. В 1970-х гг. одним из первых стал осмысливать и использовать видео как новый вид искусства: «Номер два» (1975), «Здесь и там», «Шестью два» (оба 1976). С 1973 часто работает в соавторстве с А. М. Мьевиль. С 1980 живёт в Швейцарии. Начиная с фильма «Спасайся, кто может» (1980) Г. обратился к внешне традиционному киноязыку; драма некоммуникабельности в современном мире выражена чередованием статики и условной динамики, подчёркивающей неподлинность любой имитации жизни. Фильм «Страсть» (1982) синтезировал выразительные средства кино и «ожившую» классическую живопись. В фильме «Имя Кармен» (1983, приз Международного кинофестиваля в Венеции) сюжет П. Мериме перенесён в террористическое подполье. Значительный проект Г. конца 1980-х – 1990-х гг. – телесериал «Истории кино» (1989–98) – коллаж визуального наследия мировой культуры в сопровождении лирического монолога автора, глубоко пессимистичное обобщение опыта 20 в. В 1990-х – начале 2000-х гг. Г. поставил фильмы в жанре эссе, наброска, элегии на темы бессилия художника, насилия и сопротивления насилию: «Горе мне» (1993), «ЖЛГ/ЖЛГ» (1994), «Моцарт навсегда» (1996), «Хвала любви» (2001). В 2010 снял фильм «Социализм», поднимающий острые проблемы современности, в 2014 – экспериментальную 3D-ленту «Прощай, речь» (премия жюри Международного кинофестиваля в Канне). Автор сценариев большинства своих фильмов.
Приз Международного кинофестиваля в Венеции за вклад в киноискусство (1982). Премия «Оскар» за вклад в развитие кинематографа (2011).