Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАИ́РОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 579-580

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Иванов

ТАИ́РОВ (наст. фам. Корн­б­лит) Алек­сандр Яков­ле­вич [24.6(6.7).1885, Ром­ны – 25.9.1950, Мо­ск­ва], рос. ре­жис­сёр, нар. арт. РСФСР (1935). Муж А. Г. Ко­онен. Окон­чил юри­дич. ф-т С.-Пе­терб. ун-та (1913). В сер. 1900-х гг. вы­сту­пал как ак­тёр. Ре­жис­сёр­скую дея­тель­ность на­чал в Пер­вом Пе­ре­движ­ном дра­ма­тич. те­ат­ре П. П. Гай­де­бу­ро­ва: «Гам­лет» У. Шек­спи­ра (1907), «Дя­дя Ва­ня» А. П. Че­хо­ва и «Эрос и Пси­хея» Ю. Жу­лав­ско­го (оба 1908). Ра­бо­тал в те­ат­рах Ри­ги, Сим­бир­ска, С.-Пе­тер­бур­га. В 1913 по­ста­вил в Сво­бод­ном те­ат­ре К. А. Марджанишвили­ (Мо­ск­ва) пан­то­ми­му «По­кры­ва­ло Пье­рет­ты» А. Шниц­ле­ра на му­зы­ку Э. До­на­ньи и пье­су «Жёл­тая коф­та» Г. Бен­ри­мо и Дж. Хаз­лто­на. В 1914 вме­сте с Ко­онен и груп­пой мо­ло­дых ак­тё­ров соз­дал в Мо­ск­ве Ка­мер­ный те­атр. Уже ран­ние по­ста­нов­ки («Са­кун­та­ла» Ка­ли­да­сы, 1914; «Фа­ми­ра Ки­фа­ред» И. Ф. Ан­нен­ско­го, 1916; «Са­ло­мея» О. Уай­ль­да, 1917) об­на­ру­жи­ли ув­ле­чён­ность ре­жис­сёра «ал­геб­рой стра­сти», в ко­то­рой эмо­цио­наль­ность очи­ща­лась от пси­хо­ло­гич. кон­крет­но­сти и на­де­ля­лась при­зна­ка­ми все­общ­ности. В тра­ге­дии «Фед­ра» Ж. Ра­си­на (1922), став­шей од­ним из гл. те­ат­раль­ных со­бы­тий эпо­хи, Т. об­ра­щал­ся к ар­ха­ич. ми­фу и во­пло­щал страсть-сти­хию в её тра­гич. ан­ти­но­мич­но­сти. В по­сле­дую­щих спек­так­лях эта те­ма ин­тер­пре­ти­ро­ва­лась бо­лее кон­крет­но, как яв­ле­ние био­ло­гич. и со­ци­аль­ное: «Гро­за» А. Н. Ост­ров­ско­го (1924), «Кос­ма­тая обезь­я­на» (1926), «Лю­бовь под вя­за­ми» (1926) и «Негр» (1929) Ю. О’Ни­ла, «Ма­ши­наль» С. Тре­ду­элл (1933). В ис­то­рич. дра­ме «Ад­ри­ен­на Ле­кув­рёр» Э. Скри­ба и Э. Ле­гу­ве (1919) Т. вос­про­из­вёл столк­но­ве­ние не­за­уряд­ной лич­но­сти с по­шлым ок­ру­же­ни­ем, ус­лож­нив и ук­руп­нив ме­ло­дра­му до мас­шта­бов тра­ге­дии. Эта по­сто­ян­но при­сут­ст­во­вав­шая в его твор­чест­ве жан­ро­вая мо­дель по­лу­чи­ла наи­выс­шее во­пло­ще­ние в спек­так­ле «Ма­дам Бо­ва­ри» по Г. Фло­бе­ру (1940). Те­ма ар­ле­ки­на­ды, вос­хо­дя­щая к тра­ди­ции итал. ко­ме­дии ма­сок и яв­ляв­шая­ся для Т. во­пло­ще­ни­ем чис­той иг­ры, дос­тиг­ла куль­ми­на­ции в по­ста­нов­ках «Прин­цес­са Брам­бил­ла» по Э. Т. А. Гоф­ма­ну (1920) и «Жи­роф­ле-Жи­роф­ля» Ш. Ле­ко­ка (1922). В спек­так­лях «Че­ло­век, ко­то­рый был Чет­вер­гом» по Г. Чес­тер­то­ну (1923), «Ку­ки­роль» П. Г. Ан­то­коль­ско­го, В. З. Мас­са, А. П. Гло­бы и В. Г. За­ка (1925), «День и ночь» Ле­ко­ка (1926) ар­ле­ки­на­да транс­фор­ми­ро­ва­лась в жанр по­ли­тич. ре­вю, ко­то­рое в «Опе­ре ни­щих» Б. Брех­та (1930) опи­ра­лось на прин­ци­пы эпи­чес­ко­го те­ат­ра. Т. ут­вер­ждал идею «син­те­ти­че­ско­го» мас­тер­ст­ва, по­зво­ляю­ще­го ак­тё­рам ра­зыг­ры­вать как тра­ге­дию, так и опе­рет­ту, рав­но вла­деть приё­ма­ми муз. и пан­то­ми­мич. иск-ва. С ним со­труд­ни­ча­ли круп­ней­шие ху­дож­ни­ки: П. В. Куз­не­цов, Н. С. Гон­ча­ро­ва, М. Ф. Ла­рио­нов, А. А. Экс­тер, А. А. Вес­нин (см. Вес­ни­ны), Г. Б. Яку­лов, бр. Стен­берг, В. Ф. Рын­дин и др. По­пыт­ка сред­ст­ва­ми буф­фо­на­ды ин­тер­пре­ти­ро­вать те­му псев­до­ре­во­люц. иск-ва в ко­ме­дии-пам­фле­те «Баг­ро­вый ост­ров» М. А. Бул­га­ко­ва (1928) при­ве­ла к сня­тию спек­так­ля, а опыт кар­на­валь­но-иг­ро­во­го сни­же­ния бы­лин­ных пер­со­на­жей (опе­ра-фарс «Бо­га­ты­ри» А. П. Бо­ро­ди­на, либ­рет­то Д. Бед­но­го, 1936) был ква­ли­фи­ци­ро­ван в са­мых рез­ких по­литич. фор­му­ли­ров­ках. От­но­ше­ния Т. с со­вре­мен­ной ему сов. лит-рой дра­ма­тич­ны. Лишь «Оп­ти­ми­сти­че­ская тра­ге­дия» В. В. Виш­нев­ско­го (1933) при­нес­ла ус­пех. В 1930–40-е гг., ко­гда труд­нее ста­но­ви­лось впи­сы­вать­ся в идео­ло­гич. рег­ла­мент, жиз­не­спо­соб­ность сво­их идей ре­жис­сё­ру уда­ва­лось до­ка­зать в ос­мыс­ле­нии клас­си­ки. Ес­ли в спек­так­ле «Еги­пет­ские но­чи» (1934), со­еди­няя фраг­мен­ты про­из­ве­де­ний «Це­зарь и Кле­о­пат­ра» Б. Шоу, «Ан­то­ний и Кле­о­пат­ра» Шек­спи­ра и «Еги­пет­ские но­чи» А. С. Пуш­ки­на, он ут­вер­ждал во­ле­вой под­ход, под­чи­няю­щий дра­ма­тур­гич. ма­те­ри­ал, то в пье­сах «Чай­ка» Че­хо­ва (1944), «Без ви­ны ви­но­ва­тые» Ост­ров­ско­го (1944), «Ста­рик» М. Горь­ко­го (1946) ока­зы­вал­ся чут­ким ин­тер­пре­та­то­ром ав­тор­ско­го сти­ля. В об­ста­нов­ке «борь­бы с кос­мо­по­ли­тиз­мом» в 1949 Т. ос­во­бо­ж­дён от обя­зан­но­стей ху­дож. ру­ко­во­ди­те­ля Ка­мер­но­го те­ат­ра, ко­то­рый был за­крыт в авг. 1950.

Соч.: Про­кла­ма­ции ху­дож­ни­ка. М., 1917; [О те­ат­ре]: За­пис­ки ре­жис­се­ра, ста­тьи, бе­се­ды, ре­чи, пись­ма. М., 1970.

Лит.: Эф­рос А. Вве­де­ние // Ка­мер­ный те­атр и его ху­дож­ни­ки. 1914–XX–1934. М., 1934; Бер­ков­ский Н. Я. Таи­ров и Ка­мер­ный те­атр // Бер­ков­ский Н. Я. Ли­те­ра­ту­ра и те­атр. М., 1969; Го­ло­ва­шен­ко Ю. А. Ре­жис­сер­ское ис­кус­ст­во Таи­ро­ва. М., 1970; Ре­жис­сер­ское ис­кус­ст­во Таи­ро­ва: (К 100-ле­тию со дня ро­ж­де­ния) / Ред. К. Л. Руд­ниц­кий. М., 1987; Ко­ля­зин В. Ф. Таи­ров, Мей­ер­хольд и Гер­ма­ния. Пис­ка­тор, Брехт и Рос­сия: Очер­ки ис­то­рии рус­ско-не­мец­ких ху­до­же­ст­вен­ных свя­зей. М., 1998; Egidio A. A. Tairov e il Kamernyj teatr di Mosca, 1907–1922. Roma, 2005; Эл­ка­на А. Со­вет­ская те­ат­раль­ная тра­ге­дия. М.; Тель-Авив, 2009. Кн. 2: Алек­сандр – Али­са – Ка­мер­ный те­атр; Сбое­ва С. Г. Таи­ров. Ев­ро­па и Аме­ри­ка: За­ру­беж­ные га­ст­ро­ли Мо­с­ков­ско­го Ка­мер­но­го те­ат­ра. 1923–1930. М., 2010. См. так­же лит. при ст. Ка­мер­ный те­атр.

Вернуться к началу