ТАЛЬО́НИ
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТАЛЬО́НИ (Taglioni) Филиппо (5.11.1777, Милан – 11.2.1871, Комо), итал. артист балета, педагог, балетмейстер. Отец М. Тальони. Артистич. деятельность начал в 1794. В 1795–98 первый танцовщик в театрах Ливорно, Флоренции, Венеции, Турина и Милана. В 1799 совершенствовался в Париже у Ж. Ф. Кулона. В том же году дебютировал в Академии музыки и танца (ныне Парижская опера). В 1802–05 первый танцовщик Королевской оперы в Стокгольме. Значит. часть творч. жизни посвятил хореографич. образованию и сценич. карьере дочери; мн. постановки были осуществлены в расчёте на её исключит. данные. В 1805–28 работал в театрах Вены, Мюнхена, Штутгарта. Постановочный дебют – «Аталанта и Иппомен» (1805, Вена). В 1830–36 балетм. Парижской оперы. Среди постановок: «Сильфида» Ж. Шнейцхоффера и «Натали, или Швейцарская молочница» А. Гировеца и М. Э. Карафы ди Колобрано (оба 1832), «Восстание в серале» Т. Лабара (1833), «Бразилия, или Племя женщин» В. Р. Галленберга (1835), «Дева Дуная» А. Адана (1836). Вместе с дочерью гастролировал в С.-Петербурге, где поставил балеты: «Гитана, испанская цыганка» Ф. Обера и И. Ф. Шмидта, «Миранда, или Кораблекрушение» на музыку Обера и Дж. Россини (оба 1838), «Тень» Л. В. Маурера (1839), «Морской разбойник» Адана (1840); «Аглая, или Воспитанница Амура» (1841) и «Герта, повелительница эльфид» (1842) Э. И. Келлера, и др. Впоследствии работал в театрах Швейцарии, Германии, Австрии и Италии (в т. ч. в «Ла Скала»). После 1862 оставил педагогику и сценич. деятельность. Худож. принципы, воплощённые в лучшем балете Т. – «Сильфида», стали эстетич. манифестом романтизма. Постановка способствовала утверждению на сцене новой, более богатой и разнообразной тематики, совершенствованию и углублению выразит. средств и техники классич. танца. Создание нового исполнит. стиля было неотделимо от реформы балетного спектакля в целом, коснувшейся также декорац. оформления и сценич. костюма.