Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТОВСТОНО́ГОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 212

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ТОВСТОНО́ГОВ Ге­ор­гий Алек­сан­д­ро­вич [15(28).9.1915, по до­ку­мен­там – 1913, Тиф­лис, по др. све­де­ни­ям, С.-Пе­тер­бург – 23.5.1989, Ле­нин­град], рос. ре­жис­сёр, пе­да­гог, тео­ре­тик те­ат­ра, нар. арт. СССР (1957), Ге­рой Соц. Тру­да (1983). Один из ре­жис­сё­ров, оп­ре­де­лив­ших пу­ти раз­ви­тия отеч. те­ат­ра 2-й пол. 20 в. Из се­мьи дво­ря­ни­на, ин­же­не­ра-пу­тей­ца, реп­рес­си­ро­ван­но­го в 1937. В 1938 окон­чил ГИТИС (пе­даго­ги А. М. Ло­ба­нов, А. Д. По­пов). В Тиф­ли­се: в 1931–1933 в рус. ТЮЗе, с 1938 в Рус. дра­ма­тич. те­ат­ре им. А. С. Гри­бое­до­ва. С 1946 в Мо­ск­ве (в Центр. дет­ском те­ат­ре и др.). С 1950 гл. ре­жис­сёр Ле­нингр. те­ат­ра им. Ле­нин­ско­го ком­со­мо­ла. С 1956 гл. ре­жис­сёр БДТ им. М. Горь­ко­го (с 1992 име­ни Т.): «Ли­са и ви­но­град» Г. Фи­гей­ре­ду (1957, 1967), «Бо­же­ст­вен­ная ко­ме­дия» И. В. Што­ка (1962), «Лу­на для па­сын­ков судь­бы» Ю. О’Нила (1967), «Ха­ну­ма» А. А. Ца­га­ре­ли (1972), «Влия­ние гам­ма-лу­чей на блед­но-жёл­тые но­гот­ки» П. Зин­де­ла (1977), «Пи­к­вик­ский клуб» по Ч. Дик­кен­су (1978), «Те­атр вре­мён Не­ро­на и Се­не­ки» Э. С. Рад­зин­ско­го (1986) и др. По­иск но­во­го ка­че­ст­ва сце­нич. прав­ды, вы­яв­ле­ние «бо­ле­вых то­чек» жиз­ни – центр. те­ма спек­так­лей: «Пять ве­че­ров» (1959) и «Моя стар­шая се­ст­ра» (1961) А. М. Во­ло­ди­на, «Трас­са» И. М. Дво­рец­ко­го (1959), «Ир­кут­ская ис­то­рия» А. Н. Ар­бу­зо­ва (1960), «Оке­ан» А. П. Штей­на (1961) и др. Раз­ра­бот­ка совр. те­мы про­дол­же­на в по­ста­нов­ках: «Ещё раз про лю­бовь» Рад­зинско­го (1964), «Тра­ди­ци­онный сбор» В. С. Ро­зо­ва (1967), «Про­шлым ле­том в Чу­лим­ске» А. В. Вам­пи­ло­ва и «Энер­гич­ные лю­ди» В. М. Шук­ши­на (обе 1974), «По­след­ний по­се­ти­тель» В. Л. До­зор­це­ва (1986) и др. Од­но из прин­ци­пиаль­ных на­прав­ле­ний твор­че­ст­ва Т. – ге­ро­ич. спек­такль, где пред­ме­том ре­жис­сёр­ско­го ис­сле­до­ва­ния ста­но­ви­лись нравств. ис­то­ки под­ви­га, при­ро­да му­же­ст­ва, от­ра­же­ние ис­то­рии в судь­бе ча­ст­но­го че­ло­ве­ка: «Ги­бель эс­кад­ры» А. Е. Кор­ней­чу­ка (1960), «Под­ня­тая це­ли­на» (1964) и «Ти­хий Дон» (1977; Гос. пр. СССР, 1978) по М. А. Шо­ло­хо­ву, «Три меш­ка сор­ной пше­ни­цы» по В. Ф. Тен­д­ря­ко­ву (1974), «Оп­ти­ми­сти­че­ская тра­ге­дия» В. В. Виш­нев­ско­го (1981), «Ря­до­вые» А. А. Ду­да­ре­ва (1985) и др. Ра­бо­тая над клас­си­кой, ре­жис­сёр вы­яв­лял в про­шлом ис­то­ки совр. про­ти­во­ре­чий: «Иди­от» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му (1957, 2-я ред. 1966), «Вар­ва­ры» (1959), «Ме­ща­не» (1966; Гос. пр. СССР, 1968), «Дач­ни­ки» (1976) и «На дне» (1987) М. Горь­ко­го, «Три се­ст­ры» (1965) и «Дя­дя Ва­ня» (1982) А. П. Че­хо­ва, «Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля (1972), «Вол­ки и ов­цы» (1980) и «На вся­ко­го муд­ре­ца доволь­но про­сто­ты» (1985) А. Н. Ост­ров­ско­го. Спек­так­ли Т. от­ли­ча­лись яс­но­стью сце­нич. ре­ше­ний, дра­ма­тич. и эмо­цио­наль­ным на­пря­же­ни­ем, ди­на­мич­но­стью и дей­ст­вен­но­стью в во­пло­ще­нии ин­тел­лек­ту­аль­но-фи­ло­соф­ских идей. Пси­хо­ло­гизм и по­рой па­радок­саль­ность в трак­тов­ке дра­ма­тич. про­из­ве­де­ний со­че­та­лись с по­ста­но­воч­ным раз­ма­хом, яр­кой те­ат­раль­но­стью. Ре­жис­сёр ис­кал пу­ти со­еди­не­ния прин­ци­пов К. С. Ста­ни­слав­ско­го и Б. Брех­та в ко­ме­ди­ях «Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва (1962) и «Ко­роль Ген­рих IV» У. Шек­спи­ра (1969), дал об­раз­цы слож­но­го взаи­мо­про­ник­но­ве­ния дос­то­вер­но­го и ус­лов­но-по­эти­че­ско­го, дра­ма­тич. и муз. те­ат­ров в спек­так­ле «Ис­то­рия ло­ша­ди» по рас­ска­зу «Хол­сто­мер» Л. Н. Тол­сто­го (1975, с М. Г. Ро­зов­ским), в ко­ме­дии «Смерть Та­рел­ки­на» А. В. Су­хо­во-Ко­бы­ли­на (1983). Во мно­гих сво­их по­ста­нов­ках вы­сту­пал как сце­но­граф. Ста­вил опе­ры: «Се­мён Кот­ко» С. С. Про­кофь­е­ва (1960, ГАТОБ), «Дон Кар­лос» Дж. Вер­ди (1979, Ме­ж­ду­нар. опер­ный фес­ти­валь, Са­вон­лин­на, Фин­лян­дия); те­ле­спек­так­ли – «Гром на ули­це Пла­танов» по Р. Ро­узу (1961), «Де­ло по об­вине­нию» Э. Хан­те­ра (1967). В 1939–46 пре­по­да­вал в Тби­лис­ском те­ат­раль­ном ин-те, с 1958 – в ЛГИТ­Ми­Ке (проф. с 1960). Ле­нин­ская пр. (1958), Гос. пр. СССР (1950, 1952), Гос. пр. РСФСР (1986). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1967, 1973, 1983).

Соч.: Со­вре­мен­ность в со­вре­мен­ном те­ат­ре. Л.; М., 1962; О про­фес­сии ре­жис­се­ра. 2-е изд. М., 1967; Клас­си­ка и со­вре­мен­ность. М., 1975; Круг мыс­лей. Л., 1981; Зер­ка­ло сце­ны. 2-е изд. Л., 1984. Т. 1–2.

Лит.: Ры­ба­ков Ю. С. Г. А. Тов­сто­но­гов: Про­бле­мы ре­жис­су­ры. Л., 1977; Ма­ло­чев­ская И. Б. Ре­жис­сер­ская шко­ла Тов­сто­но­го­ва. СПб., 2003; Ста­ро­сель­ская Н. Д. Тов­сто­но­гов. М., 2004; Г. Тов­сто­но­гов ре­пе­ти­ру­ет и учит. СПб., 2007; Г. Тов­сто­но­гов. Со­би­ра­тель­ный порт­рет: Вос­по­ми­на­ния. Пуб­ли­ка­ции. Пись­ма. СПб., 2015; Гор­фун­кель Е. И. Ре­жис­су­ра Тов­сто­но­го­ва. СПб., 2015.

Вернуться к началу