Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КОНЧАЛО́ВСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Я. Марголит
Кадр из фильма «Дворянское гнездо». 1969.

КОНЧАЛО́ВСКИЙ (Михалков-Кончаловский) Андрей Сергеевич (р. 20.8.1937, Москва), российский режиссёр, сценарист, продюсер, публицист, народный артист РСФСР (1980). Сын С. В. Михалкова, брат Н. С. Михалкова, внук П. П. Кончаловского и правнук В. И. Сурикова. В 1957–59 учился в Московской консерватории по классу фортепиано (у Л. Н. Оборина), в 1965 окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская М. И. Ромма). Первая полнометражная режиссёрская работа – «Первый учитель» (1965, по мотивам одноимённой повести Ч. Айтматова; в основе сюжета – становление советской власти в Киргизии). В стиле «синема-верите» с непрофессиональными исполнителями в большинстве ролей снята лирическая драма из жизни современной деревни «История Аси Клячиной, которая любила да не вышла замуж» (1966, вышел на экраны в 1988; приз Международного кинофестиваля в Западном Берлине; премия «Ника», 1989; Государственная премия РСФСР, 1990). Острую полемику вызвали интерпретации К. отечественной литературной классики («Дворянское гнездо» по мотивам романа И. С. Тургенева, 1969; «Дядя Ваня» по пьесе А. П. Чехова, 1971, приз Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне), молодёжная драма с элементами рок-оперы «Романс о влюблённых» (1974, главный приз Международного кинофестиваля в Карлови-Вари) и «кинопоэма» о жизни сибирской деревни на протяжении 20 в. «Сибириада» (1979, 4 серии, приз Международного кинофестиваля в Канне). В 1980-е гг. К. жил и работал за рубежом (преимущественно в Голливуде). Поставленные там на новом материале фильмы продолжали развивать основные темы его творчества. Таковы фильмы «Любовники Марии» (1984, по мотивам рассказа А. П. Платонова «Река Потудань»), остросюжетный фильм «Поезд-беглец» (1985), семейная драма-притча «Застенчивые люди» (1987), трагикомедия «Гомер и Эдди» (1989, главный приз Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне). В начале 1990-х гг. К. возвратился в Россию. Фильм «Ближний круг» (1991, совместно с Италией и США) – драма «маленького человека» сталинской эпохи, постепенно освобождающегося от слепой веры в своего кумира. Рассматривая происходящее с точки зрения поиска новых социальных ролей, К. дал карнавально-гротескный образ новой реальности в продолжении «Истории Аси Клячиной…» – в фильме «Курочка Ряба» (1994, совместно с Францией): 20 лет спустя герои ищут своё место в новых условиях. Черты сатирической трагикомедии свойственны также фильмам «Дом дураков» (2002, совместно с Францией, главный приз Международного кинофестиваля в Венеции) и «Глянец» (2007). В 2014 поставил фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» (приз Международного кинофестиваля в Венеции), в 2016 – «Рай» (приз Международного кинофестиваля в Венеции; премия «Золотой орёл», 2017). На телевидении К. поставил мини-сериалы «Одиссея» (1997, по мотивам поэмы Гомера, США) и «Лев зимой» (2003, по одноимённой пьесе Дж. Голдмена, совместно с Великобританией и США). Автор документального телецикла «Гении» (2003) – о крупнейших русских композиторах 20 в., ведущий и соавтор сценария цикла научно-популярных телеочерков «Культура – это судьба» (2006, 12 фильмов). Автор и соавтор сценариев большинства своих фильмов, а также фильмов других режиссёров (Андрея А. Тарковского – «Каток и скрипка», 1960, «Иваново детство», 1962, «Андрей Рублёв», 1966, вышел на экраны в 1971; Ш. Айманова – «Конец атамана», 1971, Государственная премия Казахской ССР, 1972; Н. С. Михалкова – «Раба любви, 1976; и др.). Снялся в фильмах «Иваново детство», «Суд сумасшедших», «Мне двадцать лет» («Застава Ильича»). Также поставил фильмы: «Мальчик и голубь» (1962, короткометражный, совместно с Е. В. Осташенко, приз Международного кинофестиваля для детей и юношества в Венеции), «Сломанное вишнёвое деревце» (1982, короткометражный, Франция), «Дуэт для солистки» (1986, США), «Танго и Кэш» (1989, США), «Гейдар Алиев» (2005, документальный). Постановщик опер П. И. Чайковского («Евгений Онегин», 1985, «Пиковая дама», 1990, обе – в театре «Ла Скала», Милан), С. С. Прокофьева («Война и мир», 2000, Мариинский театр), Дж. Верди [«Бал-маскарад», 2001, театр «Реджо» (Парма), Мариинский театр], М. П. Мусоргского [«Борис Годунов», театр «Реджо» (Турин), 2010], драматических спектаклей [«Чайка» А. П. Чехова, 1987, театр «Одеон» (Париж), 2004, Московский театр им. Моссовета; «Мисс Жюли» А. Стриндберга, 2005, Московский театр на Малой Бронной; «Король Лир» У. Шекспира, 2006, театр «На воли» им. Т. Ломницкого, Варшава; «Дядя Ваня», 2009, «Три сестры», 2012, «Вишнёвый сад», 2016, все – Чехова, Театр им. Моссовета]. В 2016 в московском Театре мюзикла поставил рок-оперу «Преступление и наказание» Э. Н. Артемьева по Ф. М. Достоевскому (автор идеи, соавтор либретто, сопродюсер). С 2013 президент киноакадемии «Ника». Кавалер ордена Почётного легиона (2011). Приз Международного кинофестиваля в Москве «за вклад в мировой кинематограф» (1997). Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (1997).

Соч.: Парабола замысла. М., 1977; Низкие истины. М., 1998; Возвышающий обман. М., 1999; Белая сирень: кинороман. СПб., 2001 (совм. с Ю.М. Нагибиным); На трибуне реакционера. М., 2007.

Лит.: Богомолов Ю. А. Михалков-Кончаловский. М., 1990; Филимонов В. П. А. Кончаловский. Никто не знает… М., 2012.

  • КОНЧАЛО́ВСКИЙ (Ми­хал­ков-Кон­ча­лов­ский) Ан­д­рей Сер­гее­вич (р. 20.8.1937), рос. режиссёр, сценарист, продюсер, публицист, нар. арт. (2010)
Вернуться к началу