Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧИАУРЕ́ЛИ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 565-566

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин
М.Э. Чиаурели.

ЧИАУРЕ́ЛИ Ми­ха­ил Эди­ше­ро­вич [25.1 (6.2).1894, Тиф­лис – 31.10.1974, Тби­ли­си], груз. и рос. ре­жис­сёр, засл. де­ят. ис­кусств Груз. ССР (1941), нар. арт. СССР (1948). Муж В. И. Анд­жа­па­рид­зе, отец С. М. Чиа­у­ре­ли. В 1916 окон­чил Тиф­лис­скую шко­лу скульп­ту­ры и жи­во­пи­си. Один из ор­га­ни­за­то­ров Те­ат­ра ре­во­люц. са­ти­ры при Груз. от­де­ле­нии Рос. те­ле­граф­но­го агент­ст­ва (1921). В 1922–1924 учил­ся в скульп­тур­ных мас­тер­ских Гер­ма­нии. Ра­бо­тал в пе­ре­движ­ном му­зы­каль­но-дра­ма­тич. те­ат­ре (1926–34); в 1934 Ч. ор­га­ни­зо­вал на его ба­зе Груз. те­атр му­зы­каль­ной ко­ме­дии (ра­бо­тал в нём до 1941). В ки­но на­чи­нал как ак­тёр (1921, гл. роль в ф. «Ар­сен Джорд­жиа­шви­ли»). Как ре­жис­сёр де­бю­ти­ро­вал ис­то­ри­ко-ре­во­люц. филь­ма­ми «Пер­вый кор­нет Стреш­нев» (совм. с Е. Л. Дзи­га­ном) и «В по­след­ний час» (оба 1928), аги­тац. ф. «Са­ба» (1929), со­ци­аль­ны­ми са­ти­ра­ми «Ха­бар­да!» (1931) и «По­след­ний мас­ка­рад» (1934). Ус­пех при­нес­ли нар. дра­ма «Ар­сен» (1937) и пер­вый фильм об И. В. Ста­ли­не «Ве­ли­кое за­ре­во» (1938). Ра­бо­тая в эс­те­ти­ке со­циа­ли­сти­че­ско­го реа­лиз­ма, Ч. соз­да­вал сво­его ро­да ле­то­пись «ста­ли­низ­ма»: «Ге­ор­гий Саа­кад­зе» (1943), «Клят­ва» (1946, Гран-при Мкф в Ве­не­ции), «Па­де­ние Бер­ли­на» (1949), «Не­за­бы­вае­мый 1919 год» (1951, оба – Гран-при Мкф в Кар­ло­ви-Ва­ри). В 1955–57 ра­бо­тал как до­ку­мен­та­лист на Сверд­лов­ской ки­но­сту­дии. За­тем воз­вра­тил­ся в Гру­зию, где вы­пус­тил эк­ра­ни­за­ции нац. клас­си­ки («Ота­ро­ва вдо­ва», 1958; «Иные нын­че вре­ме­на», 1965), мо­раль­но-этич. дра­му «По­весть об од­ной де­вуш­ке» (1960) и ан­ти­бур­жу­аз­ный пам­флет «Ге­не­рал и мар­га­рит­ки» (1964). В 1969 по­ста­вил ани­мац. экс­цен­трич. ф. «Как мы­ши ко­та хо­ро­ни­ли» (1969). Ав­тор и со­ав­тор сце­на­ри­ев сво­их филь­мов. В 1950–60 пре­по­да­вал во ВГИКе, проф. (1951). Гос. пр. СССР (1941, 1943, 1946, 1947, 1950). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1935, 1960).

Лит.: Ма­не­вич И. М. На­род­ный ар­тист СССР М. Чиа­у­ре­ли. М., 1953; Ами­рэд­жиби Н. И. На за­ре гру­зин­ско­го ки­но. Тб., 1978; Гру­зин­ское ки­но. Стра­ни­цы ис­то­рии. Тб., 1979; Шмы­ров В. Ю. Ме­фи­сто на скло­не лет // Ис­кус­ст­во ки­но. 1989. № 8.

Вернуться к началу