ФАРС
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФАРС (франц. farce – фарш, от лат. farcio – начинять: ср.-век. мистерии «начинялись» комедийными вставками), 1) вид народного театра и литературы, распространённый в 14–16 вв. в зап.-европ. странах. Отличался комической, нередко сатирич. направленностью, реалистич. конкретностью, жизнерадостным вольнодумством. Герои Ф. – горожане. Крестьяне всегда высмеивались, как и представители мелкого дворянства. Лишённые индивидуального начала образы-маски (глупый муж, сварливая жена, тупой судья, врач-шарлатан, учёный-педант, мошенник и т. д.) представляли собой первую попытку создания социальных типов. Ф. были насыщены буффонадой. Наибольшую известность получили франц. Ф. (15 в.) «Лохань», «Адвокат Пателен» и др. Традиции Ф. оказали влияние на развитие демократич. направления во франц. актёрском иск-ве (фарсовые актёры 17 в. – Табарен, Гро-Гильом, Готье-Гаргиль, Тюрлюпен и др.), на творчество Мольера. Традиции итал. Ф. стали основой комедии дель арте, англ. Ф. нашёл претворение в комедиях У. Шекспира; исп. Ф. – в одноактных пьесах Л. де Руэды, в интермедиях М. Сервантеса; нем. Ф. (фастнахтшпиль) получил лит. воплощение в творчестве Г. Сакса. Ф. частично возрождён в кон. 19–20 вв. в сатирич. пьесах А. Жарри, Б. Брехта. Приёмы фарсовой буффонады сохранились в цирковой клоунаде.
2) С 19 в. жанр коммерч. театра, не связанный с народной традицией: грубые, гротескные, часто скабрёзные комедии (в противовес интеллектуальному остроумию «высокой» литературы), разрушавшие политич., этич., сексуальные, культурные и пр. табу.