Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФЕДО́ТОВА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 239

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Г.Н. Федотова – Катерина («Гроза» А.Н. Островского).

ФЕДО́ТОВА (По­зня­ко­ва) Гли­ке­рия Ни­ко­ла­ев­на [10(22).5.1846, Орёл – 24.2.1925, Мо­ск­ва], рос. ак­три­са, нар. арт. Рес­пуб­ли­ки, Ге­рой Тру­да (оба зва­ния 1924). Вос­пи­ты­ва­лась у по­ме­щи­цы По­зня­ко­вой (под её фа­ми­ли­ей иг­ра­ла на сце­не до вы­хо­да за­муж за А. Ф. Фе­до­то­ва в 1863). С 1856 учи­лась в Моск. те­ат­раль­ном уч-ще у И. А. Дмит­рев­ско­го и И. В. Са­ма­ри­на. В 1862 де­бю­ти­ро­ва­ла в Ма­лом те­ат­ре (Ве­роч­ка – «Ре­бё­нок» П. Д. Бо­бо­ры­ки­на), об­на­ру­жив без­оши­боч­ное ощу­ще­ние бы­то­во­го ти­па. Под рук. М. С. Щеп­ки­на пре­одо­ле­ла не­дос­та­ток в иг­ре – чрез­мер­ную па­те­тич­ность. Луч­шие об­ра­зы соз­да­ла в про­из­ве­де­ни­ях А. Н. Ост­ров­ско­го (ро­ли Сне­гу­роч­ки и Ва­си­ли­сы Ме­лен­ть­е­вой в од­но­им. пье­сах дра­ма­тург пред­на­зна­чал для Ф.). Наи­бо­лее зна­чит. роль – Ка­те­ри­на («Гро­за»), ко­то­рую ак­три­са иг­ра­ла на про­тя­же­нии 35 лет. Внутр. си­лу и стра­ст­ность про­яви­ла в ро­лях Ла­ри­сы («Бес­при­дан­ни­ца»), Кру­чи­ни­ной («Без ви­ны ви­но­ва­тые»), Па­ра­ши («Го­ря­чее серд­це»), в ост­ро об­ли­чи­тель­ной ма­не­ре иг­ра­ла Ли­дию Че­бок­са­ро­ву и Че­бок­са­ро­ву-мать («Бе­ше­ные день­ги»), Мур­за­вец­кую («Вол­ки и ов­цы»). Ус­пех при­нес­ли так­же ро­ли в пье­сах У. Шек­спи­ра: Бе­ат­ри­че («Мно­го шу­ма из ни­че­го»), Иза­бел­ла («Ме­ра за ме­ру»), Ка­та­ри­на («Ук­ро­ще­ние строп­ти­вой»), Пор­ция («Ве­не­ци­ан­ский ку­пец»), ле­ди Мак­бет («Мак­бет»), ми­ст­рисс Форд («Винд­зор­ские про­каз­ни­цы»), Во­лум­ния («Ко­рио­лан»). Иг­рая в тра­ге­дии «Ма­рия Стю­арт» Ф. Шил­ле­ра ко­ро­ле­ву, Ф. ока­за­лась до­стой­ной парт­нёр­шей и со­пер­ни­цей М. Н. Ер­мо­ло­вой, ис­пол­няв­шей в этом спек­так­ле за­глав­ную роль; их ду­эт при­над­ле­жал к выс­шим дос­ти­же­ни­ям Ма­ло­го те­ат­ра. Пер­вой в Ма­лом те­ат­ре в 1892 об­ра­ти­лась к Г. Иб­се­ну (Иор­дис – «Се­вер­ные бо­га­ты­ри»). Сре­ди др. ро­лей: Да­шень­ка («Ми­шу­ра» А. А. По­те­хи­на), Ама­лия и Луи­за («Раз­бой­ни­ки» и «Ко­вар­ст­во и лю­бовь» Шил­ле­ра), Ли­доч­ка («Де­ло» А. В. Су­хо­во-Ко­бы­ли­на»), На­та­лья Пет­ров­на («Ме­сяц в де­рев­не» И. С. Тур­ге­не­ва), Звез­дин­це­ва («Пло­ды про­све­ще­ния» Л. Н. Тол­сто­го). В 1896 с собств. труп­пой га­ст­ро­ли­ро­ва­ла по Рос­сии. В Ма­лый те­атр вер­ну­лась в сент. 1897, пе­рей­дя на ам­п­луа «ста­рух». Ос­та­ви­ла сце­ну в 1905 по бо­лез­ни. В свой 50-лет­ний сценический юби­лей (1912) Ф. сыг­ра­ла ца­ри­цу Мар­фу («Дмит­рий Са­мо­зва­нец и Ва­си­лий Шуй­ский» Ост­ров­ско­го), про­де­мон­ст­ри­ро­вав стро­гую про­сто­ту сце­нич. кра­сок, пре­ж­де ка­зав­шую­ся ей несвой­ст­вен­ной.

Лит.: Го­ян Г. И. Г. Фе­до­то­ва. Жизнь и твор­че­ст­во ве­ли­кой рус­ской ар­ти­ст­ки. М.; Л., 1940; Зо­граф Н. Г. Ма­лый те­атр вто­рой по­ло­ви­ны XIX ве­ка. М., 1960; Не­ми­ро­вич-Дан­чен­ко В. И. Речь на 50-лет­нем юби­лее Г. Н. Фе­до­то­вой, 8 ян­ва­ря 1912 г.; О Г. Н. Фе­до­то­вой. Из вос­по­ми­на­ний (1939) // Ро­ж­де­ние те­ат­ра. М., 1989.

Вернуться к началу