Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФЕЛЛИ́НИ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 246-247

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. С. Плахов

ФЕЛЛИ́НИ (Fellini) Фе­де­ри­ко (20.1.1920, Ри­ми­ни – 31.10.1993, Рим; по­хо­ро­нен в Ри­ми­ни), итал. ки­но­ре­жис­сёр. Муж Дж. Ма­зи­ны. Из се­мьи ком­ми­воя­жё­ра. C 1938 в Ри­ме: пи­сал тек­сты для варь­е­те и др., со­труд­ни­чал с юмо­ри­стич. ан­ти­фа­ши­ст­ским ж. «Марк Ав­ре­лий». Со­ав­тор сце­на­ри­ев, по­ло­жив­ших на­ча­ло нео­реа­лиз­му филь­мов Р. Рос­сел­ли­ни «Рим – от­кры­тый го­род» (1945) и «Пай­за» (1946). В 1950 (совм. с А. Лат­туа­дой) по­ста­вил ф. «Ог­ни варь­е­те», в 1952 снял ф. «Бе­лый шейх». Пер­вый зна­чит. ус­пех при­нёс ф. «Ма­мень­ки­ны сын­ки» (1953, пр. Мкф в Ве­не­ции). Ху­дож. вер­ши­на­ми Ф. и Ма­зи­ны (ис­пол­ни­тель­ни­ца гл. ро­лей) 1950-х гг. при­зна­ны гу­ма­ни­стич. ше­дев­ры – «До­ро­га» (в отеч. про­ка­те – «Они бро­ди­ли по до­ро­гам», 1954; пр. Мкф в Ве­не­ции, пр. «Ос­кар») и «Но­чи Ка­би­рии» (1957, пр. Мкф в Кан­не, пр. «Ос­кар»), где, от­час­ти со­хра­няя вер­ность прин­ци­пам нео­реа­лиз­ма, ре­жис­сёр ото­шёл от его со­ци­аль­ной про­грам­мы в сто­ро­ну прит­чи, по­ис­ков ре­лиг. смыс­ла. Круп­ным со­бы­ти­ем явил­ся ф. «Слад­кая жизнь» (1959, пр. Мкф в Кан­не) – мощ­ная фре­ска о по­сле­во­ен­ной Ита­лии: ост­рая кри­ти­ка совр. об­ще­ст­ва (вклю­чая ка­то­лич. цер­ков­ные ин­сти­ту­ты), реф­лек­сия на те­му гло­баль­но­го кри­зи­са ци­ви­ли­за­ции со­че­та­ют­ся с кар­ти­на­ми пол­но­кров­ной жиз­ни; ис­то­рия ти­пич­но­го пред­ста­ви­те­ля рим. бо­ге­мы 1950-х гг. (М. Ма­ст­ро­ян­ни) ста­ла сим­во­лом ве­ли­кой эпо­хи итал. ки­но. Во мно­гом ав­то­био­гра­фич. лен­та «Во­семь с по­ло­ви­ной» (1963, пр. Мкф в Мо­ск­ве, пр. «Ос­кар») – про­рыв к но­вым фор­мам по­ве­ст­во­ва­ния и рас­кры­тия внутр. ми­ра че­ло­ве­ка, ра­ди­каль­ная ре­фор­ма ки­но­язы­ка. Те­му де­ка­дан­са уси­ли­ла «ба­роч­ная» лен­та «Джуль­ет­та и ду­хи» (1965). «Са­ти­ри­кон Фел­ли­ни» (1969) – гран­ди­оз­ная мис­те­рия, вос­соз­даю­щая на эк­ра­не фан­та­стич. мир Рим. им­пе­рии вре­мён упад­ка. В ф. «Рим» (1972) вос­пе­ва­ет­ся веч­ный го­род и нар. кор­ни его куль­ту­ры. На­чи­ная с филь­ма-вос­по­ми­на­ния «Амар­корд» (1973, пр. «Ос­кар») Ф. со­труд­ни­чал с Т. Гу­эр­рой. Со­вер­шен­ным во­пло­ще­ни­ем «ба­роч­ной» сти­ли­сти­ки ре­жис­сё­ра ста­ла кар­ти­на «Ка­за­но­ва Фел­ли­ни» (1976, пе­ре­ос­мыс­ле­ние ме­муа­ров зна­ме­ни­то­го аван­тю­ри­ста 18 в.). «Ре­пе­ти­ция ор­ке­ст­ра» (1979) – прит­ча о раз­бро­де в итал. об­ще­ст­ве, пе­ре­жив­шем кри­зис ле­во­го дви­же­ния (по­след­няя со­вме­ст­ная ра­бо­та Ф. с Н. Ро­той). В 1980 вы­шел ф. «Го­род жен­щин», на­пол­нен­ный эро­тиз­мом, лич­ны­ми пе­ре­жи­ва­ния­ми, гро­те­ск­ны­ми об­раз­ами и ме­та­фо­ра­ми. Кос­тю­ми­ров. ал­ле­го­ри­ей на те­му су­деб Ев­ро­пы пред­стал ф. «И ко­рабль идёт…» (1983). «Джинд­жер и Фред» (1986) – сен­ти­мен­таль­ная дра­ма об итал. тан­цов­щи­ках (ко­пи­ро­вав­ших зна­ме­ни­тую амер. па­ру – Ф. Ас­те­ра и Дж. Род­жерс). В 1987 вы­шел по­лу­до­ку­мен­таль­ный ф. «Ин­тер­вью» (пр. Мкф в Мо­ск­ве). В по­след­нем ф. «Го­ло­са Лу­ны» (1990) пред­став­ле­на кар­ти­на ми­ра с точ­ки зре­ния без­обид­но­го по­ме­шан­но­го. Ав­тор и со­ав­тор сце­на­ри­ев сво­их филь­мов. Пр. Мкф в Ве­не­ции (1985) и пр. «Ос­кар» (1993) за вклад в ки­но­ис­кус­ст­во. Под­няв­ший ми­ро­вое ки­но­ис­кус­ст­во на но­вый уро­вень раз­ви­тия и пи­тае­мый де­мо­кра­тич. тра­ди­ция­ми и жан­ра­ми итал. куль­ту­ры, Ф. в сво­их про­из­ве­де­ни­ях со­еди­нил фи­ло­со­фич­ность с глу­бо­кой эмо­цио­наль­но­стью, пре­дель­ный ав­тор­ский субъ­ек­ти­визм – с ко­лос­саль­ным зри­тель­ским по­тен­циа­лом.

Соч.: Де­лать фильм. М., 1984; Фел­ли­ни о Фел­ли­ни: Ин­тер­вью. Сце­на­рии. М., 1988; The book of dreams. N. Y., 2008.

Лит.: Ба­че­лис Т. И. Фел­ли­ни. М., 1972; F. Fel­lini: Essays in criticism / Ed. by P. Bon­danella. N. Y., 1978; Betti L. Fellini: An inti­mate portrait. Boston, 1979; Rohdie S. Fellini lexicon. L., 2002; Bertozzi M., Ricci G., Ca­savecchia S. BiblioFellini. Roma, 2002–2004. Vol. 1–3; Merlino B. Fellini. P., 2007; Sco­lari G. L’Italia di Fellini. Cantalupo in Sabi­na, 2008; Кос­тан­ти­ни К. Ф. Фел­ли­ни. М., 2009; Arpa A. F. Fellini. La dolce vita. Canta­lu­po in Sabina, 2010.

Вернуться к началу