Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

АНТОНИО́НИ

Авторы: Л.А. Алова
М. Антониони. Кадр из фильма «Затмение» (актёры А. Делон и М. Витти). 1961.

АНТОНИО́НИ (An­tonioni) Ми­ке­ланд­же­ло (р. 29.9.1912, Фер­ра­ра), итал. ки­но­ре­жис­сёр, сце­на­рист. Окон­чил Выс­шую шко­лу эко­но­ми­ки и ком­мер­ции в Бо­ло­нье. С 1940 со­труд­ни­чал в ж. «Cin­ema», став од­ним из тео­ре­ти­ков нео­реа­лиз­ма. В 1942 ас­си­стент М. Кар­не (ф. «Ве­черние по­се­ти­те­ли»). Де­бю­ти­ро­вал нео­реа­ли­стич. до­ку­мент. ф. «Лю­ди с ре­ки По» (1947). Пер­вый иг­ро­вой фильм – «Хро­ни­ка од­ной люб­ви» (1950). Ус­пех при­нёс ф. «Под­ру­ги» (1955, пр. Мкф в Ве­не­ции). Под­лин­ный три­умф и ми­ро­вое при­зна­ние свя­за­ны с тет­ралоги­ей: «При­клю­че­ние» (1960, пр. Мкф в Кан­не), «Ночь» (1960; гл. пр. Мкф в Зап. Бер­ли­не), «За­тме­ние» (1961; пр. Мкф в Кан­не), «Крас­ная пус­ты­ня» (1964, гл. пр. Мкф в Ве­не­ции). А. рас­ши­рил про­бле­ма­ти­ку нео­реа­лиз­ма, ис­сле­дуя пси­хо­ло­гию че­ло­ве­ка эпо­хи пос­ле­во­ен­но­го эко­но­мич. бу­ма. В цен­тре вни­ма­ния А. – бо­лез­ни совр. об­ще­ст­ва: эмо­цио­наль­ная ус­та­лость, ду­хов­ное омерт­ве­ние, то­таль­ная раз­оча­ро­ван­ность и, как след­ст­вие, оди­но­че­ст­во лю­дей, их не­спо­соб­ность к со­зи­да­нию. А. соз­дал свой ки­не­ма­то­гра­фич. язык, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­ны гра­фич­ность внут­ри­кад­ро­во­го по­строе­ния, тя­гу­чая за­мед­лен­ность по­ве­ст­во­ва­ния. Внеш­ний мир в его филь­мах – про­ек­ция ми­ра внут­рен­не­го. Ме­та­фо­рой оди­но­че­ст­ва, ду­шев­ной опус­то­шён­но­сти ста­но­вят­ся дол­гие па­но­ра­мы пус­тын­ных улиц, уны­лых стен, гор. ок­ра­ин, на фо­не ко­то­рых че­ло­век вы­гля­дит бес­при­ют­ным, по­те­рян­ным (А. на­зы­ва­ли «пев­цом не­ком­му­ни­ка­бель­но­сти»). Ав­тор сце­на­ри­ев к сво­им филь­мам, со­ав­тор сце­на­ри­ев к филь­мам «Тра­ги­че­ская охо­та» Дж. Де Сан­ти­са (1947), «Бе­лый шейх» Ф. Фел­ли­ни (1952), пи­сал для ре­жис­сё­ров А. Бла­зет­ти, Р. Кле­ма­на и др. В ф. «Фо­то­увели­че­ние» («Blow up», 1967; гл. приз Мкф в Кан­не) по­став­лен сущ­но­ст­ный во­прос – спо­соб­но ли иск-во по­стичь прав­ду. В 1970-е гг. в иг­ро­вом и до­ку­мент. ки­но А. об­ра­тил­ся к со­ци­аль­но-по­ли­тич. про­бле­ма­ти­ке: «За­бри­ски Пойнт» (1970), «Ки­тай» (1972), «Про­фес­сия: ре­пор­тёр» (1975). В 1980 снял т/ф «Тай­на Обер­валь­да», в ко­то­ром пы­тал­ся до­бить­ся но­вых ху­дож. эф­фек­тов, ис­поль­зуя циф­ро­вые тех­но­ло­гии. Вер­нув­шись к из­люб­лен­ным те­мам в ф. «Иден­ти­фи­ка­ция жен­щи­ны» (1982), ре­жис­сёр об­на­ру­жил ис­чер­пан­ность сво­ей эс­те­ти­ки 1960-х гг. По­сле тя­жё­лой бо­лез­ни толь­ко в 1997 вме­сте с В. Вен­дер­сом А. снял ф. «Там, за об­ла­ка­ми» по собств. рас­ска­зам 1960-х гг. из сб. «Тот ке­гель­бан над Тиб­ром» («Quel bowling sul Tevere», 1983). В 2004 по­ставил но­вел­лу в ф. «Эрос». Пр. Мкф в Кан­не за вклад в ки­но­иск-во (1982), пр. «Ос­кар» за твор­че­ст­во (1997).

Соч.: Ан­то­нио­ни об Ан­то­нио­ни. М., 1986.

Лит.: Ту­ров­ская М. И. Да и нет. М., 1966; Lyons R. J. M. Antonioni’s neo-realism. N. Y., 1976; Лот­ман Ю. М., Цивь­ян Ю. Г. Ди­алог с эк­ра­ном. Тал., 1994.

Вернуться к началу