Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

АНТУА́Н

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 92-93

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Дунаева
А. Антуан. Сцена из спектакля «Власть тьмы» Л. Н. Толстого. «Театр Антуана».

АНТУА́Н (An­toine) Ан­д­ре (31.1.1858, Ли­мож – 9.10.1943, Пу­ли­ген), франц. ре­жис­сёр, ак­тёр, тео­ре­тик те­ат­ра. На­чи­нал как кла­кер, за­тем ста­тист в «Ко­ме­ди Фран­сез». С 1883 слу­жил в Га­зо­вой ком­па­нии. Cблизился с лю­би­тель­ски­ми те­ат­раль­ны­ми кол­лек­ти­ва­ми Па­ри­жа. Стал при­вер­жен­цем Э. Зо­ля и близ­кого ему лит. ок­ру­же­ния, сто­рон­ни­ком нату­ра­лиз­ма. В 1887 ос­но­вал в Па­ри­же «Сво­бод­ный те­атр» (в 1894 по­ки­нул его из-за фи­нан­со­вых труд­но­стей), в ко­то­ром ут­вер­дил осн. прин­ци­пы раз­ви­тия ре­жис­сёр­ско­го те­ат­ра. Ос­но­ва­ние это­го те­ат­ра по­ло­жи­ло на­ча­ло дви­же­нию т. н. сво­бод­ных и не­за­ви­си­мых те­ат­ров Ев­ро­пы. Про­воз­гла­сив сво­бо­ду от ком­мерч. ин­те­ре­сов и не­за­ви­си­мость от цен­зу­ры, в ос­но­ву дея­тель­но­сти те­ат­ра А. по­ло­жил прин­цип «ли­бе­раль­но­го эк­лек­тиз­ма», ори­ен­ти­ру­ясь на по­ста­нов­ку но­вой дра­мы, как на­ту­ра­ли­сти­че­ской, так и сим­во­ли­ст­ской. А. от­крыл для Фран­ции дра­ма­тур­гию Г. Иб­се­на («При­ви­де­ния», 1890; «Ди­кая ут­ка», 1891), Л. Н. Тол­сто­го («Власть тьмы», 1888), Г. Га­упт­ма­на («Тка­чи», 1893). В по­ста­нов­ках А. спек­такль пре­вра­тил­ся в це­ло­ст­ное ху­дож. про­из­ве­де­ние, под­чи­нён­ное еди­но­му за­мыс­лу ре­жис­сё­ра. Ми­зан­сце­ны соз­да­ва­ли у зри­те­ля ощу­ще­ние под­линно­сти и не­пре­рыв­но­сти те­че­ния жиз­ни. А. при­дал прав­ди­вость мас­со­вым сце­нам, на­де­лив их ге­ро­ев точ­но про­рабо­тан­ны­ми ин­ди­ви­дуа­ли­зир. ха­рак­те­ра­ми. Стре­мясь соз­дать ил­лю­зию ре­аль­но­сти, А. ре­фор­ми­ро­вал сце­нич. ос­ве­ще­ние. Зна­чи­тель­но под­нял об­щий уро­вень куль­туры спек­так­ля, от­ка­зал­ся от при­ня­той во франц. те­ат­ре сис­те­мы ам­п­луа. Сам А. был яр­ким ак­тё­ром (Аким – «Власть тьмы», Ос­вальд – «При­ви­де­ния»). В 1897 от­крыл в Па­риже ком­мерч. «Те­атр Ан­туа­на» (ру­ко­во­дил им до 1906), пы­та­ясь со­вмес­тить ре­жис­сёрские ин­те­ре­сы с кас­со­вы­ми. В 1906–1914 ди­рек­тор те­ат­ра «Оде­он» (ос­та­вил его, ис­пы­ты­вая труд­но­сти в ру­ко­во­дстве гос. те­ат­ром, ак­тё­ры ко­то­ро­го не бы­ли вос­пи­та­ны в еди­ной ху­дож. сис­те­ме). С 1914 за­ни­мал­ся тео­ри­ей те­ат­ра. Сни­мал филь­мы («Бра­тья-кор­си­кан­цы» по А. Дю­ма-от­цу, 1917; «Тру­же­ни­ки мо­ря» по В. Гю­го, 1917; «Ар­ле­зи­ан­ка» по А. До­де, 1922).

Соч.: Днев­ни­ки ди­рек­то­ра те­ат­ра. 1887–1906. М.; Л., 1939.

Лит.: Kovatchevitch M. La vie, l’œu­vre, l’in­flu­ence et le pres­tige d’A. A.­toine, fon­dateur du Théâtre Libre, dans le monde. Cler­mont-Fer­rand, 1941; Rous­sou M. A. An­toine. P., 1954; Bohrn P. A. An­toine und sein Théâ­tre ­Libre. Fr./M.; N. Y., 2000.

Вернуться к началу