БРУК
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БРУК (Brook) Питер (р. 21.3.1925, Лондон), англ. режиссёр. Родился в семье рос. иммигрантов. Ко времени обучения в Оксфордском ун-те (1942–44) относятся первые режиссёрские опыты в кино и театре. Первая постановка на проф. сцене – «Адская машина» Ж. Кокто (1945, театральный клуб «Шантеклер», Лондон). В этом же году Б. был приглашён в Бирмингемский репертуарный театр («Человек и сверхчеловек» Б. Шоу; «Король Джон» У. Шекспира; «Женщина с моря» Г. Ибсена), где началось многолетнее творч. содружество с П. Скофилдом. После успеха спектаклей «Бесплодные усилия любви» (1946) и «Ромео и Джульетта» (1947) Шекспира (в Шекспировском мемориальном театре в г. Стратфорд-апон-Эйвон), «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому (театр «Лирик», Лондон, 1946) и некоторых др. Б. стал гл. реж. театра «Ковент-Гарден» (1948–50), где поставил «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского (1948), «Саломею» Р. Штрауса (1949, сценография С. Дали) и др. «Гамлет» Шекспира, показанный на гастролях в Москве (1955), сыграл важную роль в приобщении сов. театра к мировому театральному процессу. В сокровищницу мировой сценич. шекспирианы вошли спектакли «Мера за меру» (1950) и «Тит Андроник» (1955; оба – в Шекспировском мемориальном театре). Б. стремился выявить музыкальность шекспировских текстов, акцентируя тончайшие взаимодействия между ритмом, тоном и энергией актёрской игры и речи. Проводил параллель между иск-вом театра и кинематографом, придавал особую динамику сценич. действию, чередуя крупные и общие планы, разрабатывал универсальный сценич. язык, понятный любому зрителю независимо от культуры, образования и т. д. Выдвинувшись в первый ряд англ. режиссёров, Б., наряду с произведениями Шекспира, ставил пьесы Ж. П. Сартра, Ж. Ануя, А. Миллера, Т. С. Элиота, Ф. Дюрренматта, Т. Уильямса, К. Фрая и др. В его спектаклях играли ведущие актёры (П. Скофилд, А. Гиннесс, Дж. Гилгуд, Л. Оливье). В 1962–1970-х гг. Б. работал в обновлённом Королевском Шекспировском театре, где в 1962 осуществил постановку трагедии Шекспира «Король Лир». Этот суровый и жестокий спектакль, занявший центр. место в творчестве Б. 1960-х гг., – итог раздумий художника о судьбах человечества, прошедшего через все ужасы 20 в.
С нач. 1960-х гг. Б. занялся эксперим. работой, цель которой – постичь глубинную подсознательную основу сценич. действа. Эта работа включала программу упражнений «театр жестокости» – в развитие идей А. Арто (совм. с амер. реж. Ч. Мэровицем, Лондонская академия муз. и драматич. иск-ва, 1964), «деконструкцию» «Бури» Шекспира и «Эдипа» Сенеки (обе пост. – 1968). К этому же времени относятся антивоен. спектакли «Физики» Ф. Дюрренматта (1963), «Марат/Сад» (1964) и «Дознание» (1965) П. Вайса, коллективное сочинение о войне во Вьетнаме «US» (1966).
В 1970 Б. поставил «Сон в летнюю ночь» Шекспира как произв., проникнутое духом праздничности и прославляющее иск-во театра. В том же году начал работу в основанном им Междунар. центре театральных исследований в Париже, где вместе с интернац. группой актёров, художников, музыкантов на практике исследует природу и воздействие театра. Преследуя цель взаимодополнения разных культур (которое, по мнению Б., только и может по-настоящему объединить человечество), постоянно обращается к мифологии, фольклору и лит-ре Востока, в т. ч. поставил грандиозный спектакль по инд. эпосу «Махабхарата» (1985). Среди др. постановок: «Тимон Афинский» (1974), «Мера за меру» (1978), «Буря» (1990), «Трагедия Гамлета» (2000) по Шекспиру, «Вишнёвый сад» (1981 и 1987) А. П. Чехова, «Человек, который...» по книге психолога О. Сакса «Человек, который принял свою жену за шляпу» (1991), «Счастливые дни» С. Беккета (1996), «Твоя рука – в моей» К. Рокамора по письмам А. П. Чехова и О. Л. Книппер (2004). Б. продолжал ставить и оперные спектакли: «Фауст» Ш. Гуно (1953), «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (1957) – оба в театре «Метрополитен-опера», камерный вариант оперы Ж. Бизе – «Трагедия Кармен» (1981, Париж) и др. Видное место в кинематографе 2-й пол. 20 в. заняли фильмы Б. «Опера нищих» (1953), «Модерато кантабиле» (1960), «Повелитель мух» (1963), а также киноверсии театральных постановок. Награждён орденом Почётного легиона (1987).