Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРУК

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 240-241

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Ряполова
П. Брук. Сцена из спектакля «Король Лир» У. Шекспира (в роли Лира – П. Скофилд). Королевский Шекспировский театр.

БРУК (Brook) Пи­тер (р. 21.3.1925, Лон­дон), англ. ре­жис­сёр. Ро­дил­ся в се­мье рос. им­ми­гран­тов. Ко вре­ме­ни обу­че­ния в Окс­форд­ском ун-те (1942–44) от­но­сят­ся пер­вые ре­жис­сёр­ские опы­ты в ки­но и те­ат­ре. Пер­вая по­ста­нов­ка на проф. сце­не – «Ад­ская ма­ши­на» Ж. Кок­то (1945, те­ат­раль­ный клуб «Шан­тек­лер», Лон­дон). В этом же го­ду Б. был при­гла­шён в Бир­мин­гем­ский ре­пер­ту­ар­ный те­атр («Че­ло­век и сверх­че­ло­век» Б. Шоу; «Ко­роль Джон» У. Шек­спи­ра; «Жен­щи­на с мо­ря» Г. Иб­се­на), где на­ча­лось мно­го­лет­нее творч. со­дру­же­ст­во с П. Ско­фил­дом. По­сле ус­пе­ха спек­так­лей «Бес­плод­ные уси­лия люб­ви» (1946) и «Ро­мео и Джуль­ет­та» (1947) Шек­спи­ра (в Шек­спи­ров­ском ме­мо­ри­аль­ном те­ат­ре в г. Страт­форд-апон-Эй­вон), «Бра­тья Ка­ра­ма­зо­вы» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му (те­атр «Ли­рик», Лон­дон, 1946) и не­ко­то­рых др. Б. стал гл. реж. те­ат­ра «Ко­вент-Гар­ден» (1948–50), где по­ста­вил «Бо­ри­са Го­ду­но­ва» М. П. Му­сорг­ско­го (1948), «Са­ло­мею» Р. Штрау­са (1949, сце­но­гра­фия С. Да­ли) и др. «Гам­лет» Шек­спи­ра, по­ка­зан­ный на га­ст­ро­лях в Мо­ск­ве (1955), сыг­рал важ­ную роль в при­об­ще­нии сов. те­ат­ра к ми­ро­во­му те­ат­раль­но­му про­цес­су. В со­кро­вищ­ни­цу ми­ро­вой сце­нич. шек­спи­риа­ны во­шли спек­так­ли «Ме­ра за ме­ру» (1950) и «Тит Ан­д­ро­ник» (1955; оба – в Шек­спи­ров­ском ме­мо­ри­аль­ном те­ат­ре). Б. стре­мил­ся вы­явить му­зы­каль­ность шек­спи­ров­ских тек­стов, ак­цен­ти­руя тон­чай­шие взаи­мо­дей­ст­вия ме­ж­ду рит­мом, то­ном и энер­ги­ей ак­тёр­ской иг­ры и ре­чи. Про­во­дил па­рал­лель ме­ж­ду иск-вом те­ат­ра и ки­не­ма­то­гра­фом, при­да­вал осо­бую ди­на­ми­ку сце­нич. дей­ст­вию, че­ре­дуя круп­ные и об­щие пла­ны, раз­ра­ба­ты­вал уни­вер­саль­ный сце­нич. язык, по­нят­ный лю­бо­му зри­те­лю не­за­ви­си­мо от куль­ту­ры, об­ра­зо­ва­ния и т. д. Вы­дви­нув­шись в пер­вый ряд англ. ре­жис­сё­ров, Б., на­ря­ду с про­из­ве­де­ния­ми Шек­спи­ра, ста­вил пье­сы Ж. П. Сар­тра, Ж. Ануя, А. Мил­ле­ра, Т. С. Элио­та, Ф. Дюр­рен­мат­та, Т. Уиль­ям­са, К. Фрая и др. В его спек­так­лях иг­ра­ли ве­ду­щие ак­тё­ры (П. Ско­филд, А. Гин­несс, Дж. Гил­гуд, Л. Оли­вье). В 1962–1970-х гг. Б. ра­бо­тал в об­нов­лён­ном Ко­ро­лев­ском Шек­спи­ров­ском те­ат­ре, где в 1962 осу­ще­ст­вил по­ста­нов­ку тра­ге­дии Шек­спи­ра «Ко­роль Лир». Этот су­ро­вый и жес­то­кий спек­такль, за­няв­ший центр. ме­сто в твор­че­ст­ве Б. 1960-х гг., – итог раз­ду­мий ху­дож­ни­ка о судь­бах че­ло­ве­че­ст­ва, про­шед­ше­го че­рез все ужа­сы 20 в.

С нач. 1960-х гг. Б. за­нял­ся экс­пе­рим. ра­бо­той, цель ко­то­рой – по­стичь глу­бин­ную под­соз­на­тель­ную ос­но­ву сце­нич. дей­ст­ва. Эта ра­бо­та вклю­ча­ла про­грам­му уп­раж­не­ний «те­атр жес­то­ко­сти» – в раз­ви­тие идей А. Ар­то (совм. с амер. реж. Ч. Мэ­ро­ви­цем, Лон­дон­ская ака­де­мия муз. и дра­ма­тич. иск-ва, 1964), «де­кон­ст­рук­цию» «Бу­ри» Шек­спи­ра и «Эди­па» Се­не­ки (обе пост. – 1968). К это­му же вре­ме­ни от­но­сят­ся ан­ти­во­ен. спек­так­ли «Фи­зи­ки» Ф. Дюр­рен­мат­та (1963), «Ма­рат/Сад» (1964) и «Доз­на­ние» (1965) П. Вай­са, кол­лек­тив­ное со­чи­не­ние о вой­не во Вьет­на­ме «US» (1966).

В 1970 Б. по­ста­вил «Сон в лет­нюю ночь» Шек­спи­ра как про­изв., про­ник­ну­тое ду­хом празд­нич­но­сти и про­слав­ляю­щее иск-во те­ат­ра. В том же го­ду на­чал ра­бо­ту в ос­но­ван­ном им Ме­ж­ду­нар. цен­тре те­ат­раль­ных ис­сле­до­ва­ний в Па­ри­же, где вме­сте с ин­тер­нац. груп­пой ак­тё­ров, ху­дож­ни­ков, му­зы­кан­тов на прак­ти­ке ис­сле­ду­ет при­ро­ду и воз­дей­ст­вие те­ат­ра. Пре­сле­дуя цель взаи­мо­до­пол­не­ния раз­ных куль­тур (ко­то­рое, по мне­нию Б., толь­ко и мо­жет по-на­стоя­ще­му объе­ди­нить че­ло­ве­че­ст­во), по­сто­ян­но об­ра­ща­ет­ся к ми­фо­ло­гии, фольк­ло­ру и лит-ре Вос­то­ка, в т. ч. по­ста­вил гран­ди­оз­ный спек­такль по инд. эпо­су «Ма­хаб­ха­ра­та» (1985). Сре­ди др. по­ста­но­вок: «Ти­мон Афин­ский» (1974), «Ме­ра за ме­ру» (1978), «Бу­ря» (1990), «Тра­ге­дия Гам­ле­та» (2000) по Шек­спи­ру, «Виш­нё­вый сад» (1981 и 1987) А. П. Че­хо­ва, «Че­ло­век, ко­то­рый...» по кни­ге пси­хо­ло­га О. Сак­са «Че­ло­век, ко­то­рый при­нял свою же­ну за шля­пу» (1991), «Сча­ст­ли­вые дни» С. Бек­ке­та (1996), «Твоя ру­ка – в мо­ей» К. Ро­ка­мо­ра по пись­мам А. П. Че­хо­ва и О. Л. Книп­пер (2004). Б. про­дол­жал ста­вить и опер­ные спек­так­ли: «Фа­уст» Ш. Гу­но (1953), «Ев­ге­ний Оне­гин» П. И. Чай­ков­ско­го (1957) – оба в те­ат­ре «Мет­ро­по­ли­тен-опе­ра», ка­мер­ный ва­ри­ант опе­ры Ж. Би­зе – «Тра­ге­дия Кар­мен» (1981, Па­риж) и др. Вид­ное ме­сто в ки­не­ма­то­гра­фе 2-й пол. 20 в. за­ня­ли филь­мы Б. «Опе­ра ни­щих» (1953), «Мо­де­ра­то кан­та­би­ле» (1960), «По­ве­ли­тель мух» (1963), а так­же ки­но­вер­сии те­ат­раль­ных по­ста­но­вок. На­граж­дён ор­де­ном По­чёт­но­го ле­гио­на (1987).

Соч.: Блу­ж­даю­щая точ­ка. М., 1996; Пус­тое про­стран­ст­во. Сек­ре­тов нет. М., 2003; Ни­ти вре­ме­ни. М., 2005.

Лит.: Trewin J. C. P. Brook: a biography. L., 1971; P. Brook: a theatrical casebook. L., 1991; Театp П. Бру­ка. Взгляд из Рос­сии. М., 2000.

Вернуться к началу