Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МУРА́ТОВА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 469-470

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин
К. Г. Муратова. Кадр из фильма «Настройщик» (в роли Анны Сергеевны – А. С. Демидова). 2009.

МУРА́ТОВА Ки­ра Ге­ор­ги­ев­на (р. 5.11.1934, Со­ро­ки, Ру­мы­ния, ны­не г. Со­ро­ка, Мол­да­вия), рос. и укр. ки­но­ре­жис­сёр, сце­на­рист, нар. арт. УССР (1990). В 1959 окон­чи­ла ре­жис­сёр­ский ф-т ВГИКа (мас­тер­ская С. А. Ге­ра­си­мо­ва и Т. Ф. Ма­каро­вой). С 1961 ре­жис­сёр Одес­ской ки­но­сту­дии. Пер­вый пол­но­мет­раж­ный ф. «Наш че­ст­ный хлеб» (1964, совм. с А. И. Му­ра­то­вым) по­свя­щён про­бле­мам совр. де­рев­ни. С ф. «Ко­рот­кие встре­чи» (1968, М. в ро­ли Ва­лен­ти­ны Ива­нов­ны) – эк­зи­стенциаль­ной дра­мы в но­ва­тор­ской для сов. ки­но сти­ли­сти­ке – на­ча­ла про­яв­лять­ся са­мо­сто­ят. ма­не­ра М., вы­ра­жаю­щая­ся в свое­об­ра­зии её ки­но­ми­ра, пер­со­на­жам ко­то­ро­го не да­но ус­лы­шать и по­нять друг дру­га. В ли­ри­ко-пси­хо­ло­гич. дра­ме о слож­ных взаи­мо­от­но­ше­ни­ях ма­те­ри и сы­на «Дол­гие про­во­ды» (1972; пр. Мкф в Ло­кар­но, 1987) за бо­лез­нен­но-бе­зыс­ход­ной ин­то­на­ци­ей чи­та­ет­ся тра­гич. ощу­ще­ние рас­ста­ва­ния с на­де­ж­да­ми и ил­лю­зия­ми «от­те­пе­ли». По­зи­ция офиц. кри­ти­ки, об­ви­не­ния в от­хо­де от прин­ци­пов со­циа­ли­сти­че­ско­го реа­лиз­ма в 1960–70-е гг. за­труд­ня­ли вы­ход кар­тин М. в ши­ро­кий про­кат. По­сле 7 лет про­стоя М. сня­ла ф. «По­зна­вая бе­лый свет» (1979) – иро­нич­ную прит­чу о том, как на­де­ж­ды строи­те­лей но­во­го го­ро­да раз­би­ва­ют­ся о при­выч­ную се­рость буд­ней, по­ло­жив на­ча­ло фор­ми­ро­ва­нию но­во­го – при­зрач­но­го, кар­на­валь­но-эс­тет­ско­го ре­жис­сёр­ско­го язы­ка. Фильм «Сре­ди се­рых кам­ней» (1983, М. вы­сту­пи­ла под псевд. Иван Си­до­ров) от­ра­зил ат­мо­сфе­ру «позд­не­го за­стоя». В кон. 1980-х – 1990-х гг. ра­бо­ты М. три­ум­фаль­но воз­вра­ти­лись к зри­те­лю – «Ко­рот­кие встре­чи», «Дол­гие про­во­ды» и «Сре­ди се­рых кам­ней» по­втор­но бы­ли вы­пу­ще­ны в про­кат и по­лу­чи­ли ме­ж­ду­нар. при­зна­ние. В 1988 вы­шел фильм-пред­чув­ст­вие «Пе­ре­ме­на уча­сти», от­ли­чаю­щий­ся аб­со­лют­ной сво­бо­дой и ори­ги­наль­но­стью ре­жис­сёр­ско­го по­чер­ка. Дей­ст­вие про­ис­хо­дит в ус­лов­ной стра­не, где уга­ды­ва­ет­ся со­стоя­ние хао­са и ду­хов­но­го рас­па­да 1990-х гг. Ши­ро­кую из­вест­ность по­лу­чил ф. «Ас­те­ни­че­ский син­дром» (1990, пр. Мкф в Зап. Бер­ли­не) – пер­вый в отеч. ки­но це­ло­ст­ный порт­рет об­ще­ст­ва на сло­ме эпох во всех его со­ци­аль­ных и мен­таль­ных про­яв­ле­ни­ях. Сло­жив­ший­ся ки­но­мир М. с пре­дель­ным ост­ра­не­ни­ем и яр­ко вы­ра­жен­ной не­ком­му­ни­ка­бель­но­стью чу­да­ко­ва­тых и на­ив­ных пер­со­на­жей пред­ста­ёт в филь­мах «Чув­ст­ви­тель­ный ми­ли­цио­нер» (1992) и «Ув­ле­че­нья» (1994, пр. Мкф в Ло­кар­но). Без­жа­ло­ст­ный и сар­ка­стич. взгляд при­да­ёт но­вые от­тен­ки «чёр­ным ко­ме­ди­ям» «Три ис­то­рии» (1997) и «Вто­ро­сте­пен­ные лю­ди» (2001). В ф. «Че­хов­ские мо­ти­вы» (2002) ка­те­го­рии бо­же­ст­вен­но­го и веч­но­го, стал­ки­ва­ясь с cиюминутным, об­на­жа­ют его ни­чтож­ность и су­ет­ность. Яр­кой уда­чей стал ф. «На­строй­щик» (2004) – об­раз совр. ми­ра об­ма­на и пус­то­ты, в ко­то­ром гро­те­ско­вая ре­жис­сёр­ская ма­не­ра па­ра­док­саль­но со­че­та­ет­ся со сти­ли­сти­кой ли­ри­ко-пси­хо­ло­гич. дра­мы. В 2006 М. по­ста­ви­ла ф. «Два в од­ном», в 2009 – «Ме­ло­дию для шар­ман­ки» (пр. Мкф в Мо­ск­ве), в 2012 – «Ки­но­про­бы. Од­но­кур­с­ни­ки». М. – ав­тор и со­ав­тор сце­на­ри­ев мн. сво­их кар­тин. Гос. пр. Ук­раи­ны им. Т. Г. Шев­чен­ко (1993).

Соч.: Ис­кус­ст­во – это уте­ха, от­ра­да и опи­ум // Ис­кус­ст­во ки­но. 1992. № 7; Я по­дыг­ры­ваю… // Там же. 2010. № 3.

Лит.: Бо­жо­вич В. К. Му­ра­то­ва. М., 1988; К. Му­ра­то­ва-98. Мас­тер­ская ки­но­ве­дов Е. Гро­мо­ва. М., 1999; Аб­дул­лае­ва ЗК. К. Му­ра­това: ис­кус­ст­во ки­но. М., 2008; Ям­поль­ский М. Б. Му­ра­то­ва. Опыт ки­но­ан­тро­по­ло­гии. СПб., 2008.

Вернуться к началу