Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

АПОЛЛО́Н

Авторы: А. А. Тахо-Годи., Л. И. Таруашвили (Иконография.)

АПОЛЛО́Н (’Απόλλων), в греч. ре­ли­гии и ми­фо­ло­гии олим­пий­ский бог.

Клас­си­че­ский об­раз А. со­че­тал ар­хаи­че­ские и хто­ни­че­ские чер­ты дог­ре­че­ско­го и ма­ло­азий­ско­го про­ис­хож­де­ния (от­сю­да раз­но­об­ра­зие его функ­ций – как гу­би­тель­ных, так и бла­го­де­тель­ных, сов­ме­ще­ние в нём мрач­ных и свет­лых сто­рон). Сын Зев­са и Ле­то, брат Ар­те­ми­ды. А. ро­дил­ся на пла­ву­чем о. Ас­те­рия (Де­лос), при­няв­шем воз­люб­лен­ную Зев­са Ле­то, ко­то­рой рев­ни­вая Ге­ра за­пре­ти­ла сту­пать на твёр­дую зем­лю. А. ра­но воз­му­жал и ещё со­всем юным убил змея Пи­фо­на, или Дель­фи­ния, опус­то­шав­ше­го ок­ре­ст­но­сти Дельф. А. по­ра­зил свои­ми стре­ла­ми пы­тав­ше­го­ся ос­кор­бить Ле­то ве­ли­ка­на Ти­тия, кик­ло­пов, ко­вав­ших мол­нии Зев­су, а так­же уча­ст­во­вал в бит­вах олим­пий­цев с ги­ган­та­ми и ти­та­нами­. В Тро­ян­ской вой­не А.-стре­ло­вер­жец по­мо­га­ет тро­ян­цам, он не­зри­мо уча­ст­вует в убий­ст­ве Пат­рок­ла Гек­то­ром и Ахил­ла Па­ри­сом. На­ря­ду с гу­би­тель­ны­ми, А. при­су­щи це­ли­тель­ные дей­ст­вия; он врач, или Пе­он, Алек­си­ка­кос, за­щит­ник от зла и бо­лез­ней. Позд­нее А. ото­жде­ст­в­лял­ся с солн­цем во всей пол­но­те его це­ли­тель­ных и гу­би­тель­ных функ­ций. А. – про­рок и ора­кул, мыс­лил­ся да­же «во­ди­те­лем судь­бы» – Мой­ра­ге­том. А. – пас­тух (Но­мий) и ох­ра­ни­тель стад. Он ос­но­ва­тель и строи­тель го­ро­дов, ро­до­на­чаль­ник и по­кро­ви­тель пле­мён, «от­чий». Ино­гда эти чер­ты А. свя­за­ны с ми­фа­ми о слу­же­нии лю­дям, на ко­то­рое по­сы­ла­ет его Зевс, раз­гне­ван­ный не­за­ви­си­мым нра­вом А. Ко­гда сын А., вра­че­ва­тель Аск­ле­пий, за по­пыт­ки вос­кре­сить лю­дей был по­ра­жён мол­ни­ей Зев­са, А. пе­ре­бил кик­ло­пов и в на­ка­за­ние был по­слан слу­жить пас­ту­хом к ца­рю Ад­ме­ту в Фес­са­лию, где при­ум­но­жил его ста­да и вме­сте с Ге­рак­лом спас от смер­ти же­ну ца­ря Ал­ке­сту. А. – му­зы­кант, ки­фа­ру он по­лу­чил в об­мен на ко­ров от Гер­ме­са. Он по­кро­ви­тель пев­цов и му­зы­кан­тов, Му­са­гет – пред­во­ди­тель муз, ко­то­рый жес­то­ко на­ка­зы­ва­ет тех, кто пы­та­ет­ся со­стя­зать­ся с ним в му­зы­ке. Для ар­ха­ич. об­раза А. ха­рак­тер­на бли­зость к зем­ле­де­лию и пас­ту­ше­ст­ву. Он – Даф­ний, то есть лав­ро­вый. Зоо­мор­физм А. про­яв­ля­ет­ся в его свя­зи и да­же пол­ном ото­жде­ст­в­ле­нии с во­ро­ном, ле­бе­дем, мы­шью, вол­ком, ба­ра­ном. Он – Смин­фей («мы­ши­ный»), но он спа­си­тель от мы­шей. Эпи­тет Ли­кей­ский («вол­чий») ука­зы­ва­ет на А. как на хра­ни­те­ля от вол­ков и как на вол­ка. Чер­ты А., свя­зан­ные с пе­рио­дом гос­под­ства жен­ско­го на­ча­ла, ска­зы­ва­ют­ся в его име­ни по ма­те­ри – Ле­то­ид. На бо­лее позд­ней сту­пе­ни ар­хаи­ки А. – охот­ник и пас­тух. Ха­рак­тер­ное для пер­во­быт­но­го мыш­ле­ния пред­став­ле­ние о взаи­мо­про­ни­зан­но­сти жиз­ни и смер­ти не ми­но­ва­ло и об­раз А.; на этой позд­ней сту­пе­ни ар­хаи­ки он де­мон смер­ти, убий­ст­ва, да­же ос­вя­щён­ных ри­туа­лом че­ло­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний, но он и це­ли­тель, от­вра­ти­тель бед, Апо­тро­пей («от­вра­ти­тель»), Про­стат («за­ступ­ник»).

Фото П. С. Павлинова Аполлон Бельведерский. Римская копия с оригинала Леохара (350–330 до н. э.). Мрамор. Ватиканские музеи (Рим).

На ста­дии олим­пий­ской ми­фо­ло­гии в этом мрач­ном бо­же­ст­ве об­на­ру­жи­ва­ет­ся ус­той­чи­вое на­ча­ло, из ко­то­ро­го вы­рас­та­ет силь­ная гар­мо­нич. лич­ность ве­ли­ко­го бо­га эпо­хи пат­ри­ар­ха­та. Он по­мо­га­ет лю­дям, на­де­ля­ет их муд­ро­стью и обу­ча­ет ис­кус­ст­вам, стро­ит им го­ро­да, ох­ра­ня­ет от вра­гов, вме­сте с Афи­ной вы­сту­па­ет за­щит­ни­ком от­цов­ско­го пра­ва. Зоо­морф­ные чер­ты А. ста­но­вят­ся лишь ру­ди­мен­тар­ны­ми ат­ри­бу­та­ми. Ар­ха­ич. чер­ты А. свя­за­ны так­же с его дог­ре­че­ским, ма­ло­азий­ским про­ис­хо­ж­де­ни­ем, под­твер­ждаю­щим­ся тем, что в Тро­ян­ской вой­не А. за­щи­ща­ет тро­ян­цев и осо­бен­но по­чи­та­ет­ся в Троа­де и са­мой Трое. С эпо­хи ко­ло­ни­за­ции Ма­лой Азии (7 в. до н. э.) А. проч­но во­шёл в олим­пий­ский пан­те­он бо­гов. Вну­ши­тель­ность и гроз­ность А. впол­не со­че­та­ют­ся с его юным изя­ще­ст­вом, изы­скан­но­стью и кра­со­той. Этот клас­сич. А. – бог ге­ро­ич. вре­ме­ни. Два ве­ли­чай­ших ге­роя Ге­ракл и Те­сей бы­ли свя­за­ны с ми­фо­ло­ги­ей А. Ес­ли, со­глас­но од­ним ми­фам, А. и Ге­ракл сра­жа­ют­ся друг с дру­гом за дель­фий­ский тре­нож­ник, то в дру­гих они вме­сте ос­но­вы­ва­ют го­род. Под по­кро­ви­тель­ст­вом А. Те­сей уби­ва­ет Ми­но­тав­ра и упо­ря­до­чи­ва­ет за­ко­ны в Афи­нах, а Ор­фей ус­ми­ря­ет сти­хий­ные си­лы при­ро­ды.

Культ А. был рас­про­стра­нён в Гре­ции по­все­ме­ст­но, но гл. цен­тром его по­чи­та­ния был Дель­фий­ский храм с ора­ку­лом А. Дву­смыс­лен­ный ха­рак­тер пред­ска­за­ний, до­пус­кав­ших са­мое ши­ро­кое тол­ко­ва­ние, по­зво­лял дель­фий­ской кол­ле­гии жре­цов воз­дей­ст­во­вать на греческую поли­ти­ку. В Дель­фах со­вер­ша­лись празд­не­ст­ва в честь А. Храм А. на Де­ло­се был ре­лиг.-по­ли­тич. цен­тром Де­лос­ско­го сою­за. В клас­сический пе­ри­од А. по­ни­мал­ся пре­ж­де все­го как бог ис­кус­ст­ва и ху­дож. вдох­но­ве­ния, эво­лю­цио­ни­руя в на­прав­ле­нии гар­мо­нии, упо­ря­до­чен­но­сти и пла­сти­че­ско­го со­вер­шен­ст­ва. Из греч. ко­ло­ний в Ита­лии культ А. про­ник в Рим, где этот бог за­нял од­но из пер­вых мест в ре­ли­гии и ми­фо­ло­гии; Ав­густ объ­явил А. сво­им па­тро­ном и уч­ре­дил в честь не­го ве­ко­вые иг­ры, храм А. близ Па­ла­ти­на был од­ним из са­мых бо­га­тых в Ри­ме.

Иконография

А. А. Иванов. «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением». 1831–34. Третьяковская галерея (Москва).

Об­раз А. по­лу­чил ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние уже в др.-греч. иск-ве пе­рио­да ар­хаи­ки. Са­мым ран­ним точ­но иден­ти­фи­ци­ро­ван­ным (бла­го­да­ря по­свя­ти­тель­ной над­пи­си) изо­бра­же­ни­ем А. яв­ля­ет­ся уг­ло­ва­тый, с за­ост­рён­ны­ми чер­та­ми ли­ца и ут­ри­ро­ван­но тон­кой та­ли­ей, т. н. Апол­лон Ман­тик­ла или Тыш­ке­ви­ча – брон­зо­вая фи­гур­ка нач. 7 в. до н. э. (Бос­тон, Му­зей изящ­ных ис­кусств). В кон. 6 – нач. 5 вв. до н. э. в пла­сти­че­ском об­ра­зе А. всё яс­нее про­яв­ля­ют­ся чер­ты по­ряд­ка, гар­мо­нии и ра­зу­ма (не­со­хра­нив­ший­ся Апол­лон Фи­ле­сий ра­бо­ты Ка­на­ха, Аполлон из Пьом­би­но в Лув­ре). В скульп­ту­ре 5 в. до н. э. А. – это, как пра­ви­ло, безу­пречно сло­жен­ный без­бо­ро­дый юно­ша, об­на­жён­ный, с пре­крас­ным спо­кой­ным ли­цом: т. н. Кас­сель­ский Апол­лон (ори­ги­нал при­пи­сы­ва­ют Фи­дию), А. из груп­пы зап. фрон­то­на в хра­ме Зев­са Олим­пий­ско­го (Олим­пия). К 4 в. до н. э. вос­хо­дят две ста­туи А.-дра­ко­но­убий­цы, наи­бо­лее из­вест­ные сре­ди всех из­вая­ний это­го бо­га: Апол­лон Бель­ве­дер­ский (ве­ро­ят­но, 350–330 до н. э.; рим. ко­пия с брон­зо­во­го ори­ги­на­ла Лео­ха­ра – Рим, Ва­ти­кан­ские му­зеи), изо­бра­жён­ный толь­ко что пус­тив­шим стре­лу в дра­ко­на, и Апол­лон Сав­рок­тон Прак­си­те­ля (сер. 4 в. до н. э.; со­хра­ни­лось бо­лее 20 ко­пий), па­ро­дий­но пред­став­лен­ный в ви­де под­ро­ст­ка, в ле­ни­вой по­зе охо­тя­ще­го­ся за яще­ри­цей. Ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны в иск-ве ан­тич­но­сти изо­бра­же­ния А. как пред­во­ди­те­ля муз, обыч­но с ли­рой, а так­же как дей­ст­вую­ще­го ли­ца раз­ных ми­фо­ло­гич. сю­же­тов (бой с Ге­рак­лом за дель­фий­ский тре­нож­ник, ис­треб­ле­ние де­тей Нио­бы и т. д.). В иск-ве 15–19 вв. А. ча­ще все­го вы­сту­па­ет в свя­зи с те­мой ис­кусств, как сим­вол их по­кро­ви­те­ля или по­этич. вдох­но­ве­ния, напр. в ком­по­зи­ци­ях с му­за­ми на Пар­на­се (Ан­дреа Ман­те­нья, Ра­фа­эль, А. Р. Менгс), час­то – как бог-Солн­це, пра­вя­щий не­бес­ной ко­лес­ни­цей (Г. Ре­ни), или как пер­со­наж разл. по­ве­ст­во­ват. сю­же­тов: А. и Мар­сий (П. Пе­руд­жи­но), А. и Даф­на (Дж. Л. Бер­ни­ни), А., Гиа­цинт и Ки­па­рис (А. А. Ива­нов) и др.

Лит.: Gron­in­gen B. A. Apollo. Haar­lem, 1956; Ker­enyi K. Apollo: the wind, the spirit, and the God. Dal­las, 1983; Ло­сев А. Ф. Ан­тич­ная ми­фо­ло­гия в ее ис­то­ри­че­ском раз­ви­тии // Ло­сев А. Ф. Ми­фо­ло­гия гре­ков и рим­лян. М., 1996.

Вернуться к началу