НАЦИОНА́Л-СОЦИАЛИ́ЗМ
-
Рубрика: Всемирная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НАЦИОНА́Л-СОЦИАЛИ́ЗМ (нем. Nationalsozialismus), экстремистское нем. националистич. (фёлькише) движение в Германии в 1919–45. Возглавлялось с 1920 Национал-социалистической немецкой рабочей партией (НСДАП) под рук. А. Гитлера, опора нацистского режима в Германии в 1933–45. Нередко трактуется как радикальная форма фашизма.
Истоки идеологии Н.-с. в лозунгах и мировоззренч. ценностях, которые с кон. 19 в. получили широкое распространение среди немцев в Германии и этнич. немцев (т. н. фольксдойче) за рубежом (см. Пангерманизм): завоевание «жизненного пространства» для нем. нации и обеспечение мирового господства Германии; консолидация нем. народа на основе классового мира и отказа от постулатов интернационального (марксистского) социализма как одна из важнейших предпосылок перехода к силовой политике вовне; очищение нем. общества и гос. аппарата Германии от чуждых в расовом и этнич. отношении и враждебных немцам элементов. Глубокие потрясения, вызванные 1-й мировой войной, Октябрьской революцией 1917 в России, Ноябрьской революцией 1918 в Германии, Версальским мирным договором 1919, послевоенной разрухой и пр. усилили нацио-налистич. и авторитарные настроения среди немцев, привели к формированию конкретного образа «врага нации», каковым было объявлено «мировое еврейство», опирающееся на «капиталистич. плутократию» и/или марксистские и демократич. партии и стремящееся к установлению своего планетарного господства. Национал-социалистич. мировоззрение, получившее отражение в программном документе «25 пунктов» (1920), созданном при участии А. Гитлера, а затем в его книгах «Моя борьба» («Mein Kampf», 1924; 2-я часть – «Zweites Buch», 1928), не представляло собой детально разработанного, свободного от противоречий «учения». Центр. место в нём занимал радикальный, распространяемый на все сферы человеческой жизнедеятельности и обоснованный с позиций расовой теории антисемитизм, который призывал к борьбе против марксизма, большевизма, пацифизма, либерализма и демократии, объявляемых формами проявления и инструментами реализации интересов «мирового еврейства». Н.-с. трактовал историю как непрерывную борьбу народов за выживание, защиту и расширение необходимого им «жизненного пространства». Конечным результатом этой борьбы должно быть установление мирового господства сохранивших «расовую чистоту» и потому превосходящих др. народы в биологич. отношении арийцев – немцев и родственных им герм. народов. Война рассматривалась Н.-с. как естественное состояние человечества, законное и, в конечном счёте, единственно возможное средство утверждения мирового лидерства «народа-господина». Залогом победы в этой борьбе объявлялись консолидация нем. нации под руководством её вождя – «фюрера», очищение нации от «расово чуждых» и «неполноценных» элементов и укрепление её «физич. здоровья». Подробно о политич. практике Н.-с. см. в ст. Германия (раздел Исторический очерк).