ГЕРА́КЛ
-
Рубрика: Всемирная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЕРА́КЛ (῾Ηραϰλη̑ς), в греч. религии и мифологии герой, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Зевс тщательно «подготавливал» рождение Г., он трижды вступал в брак со смертными женщинами, чтобы через 12 поколений появился этот великий герой. Сам Г. относится к тринадцатому поколению. Г. – герой времени расцвета классической, олимпийской мифологии сер. 2-го тыс. до н. э., это не местный герой (как Мелеагр, Беллерофонт и др.), а общегреческий, сочетающий физич. силу и остроту ума.
Как и подобает великим героям, Г. имеет двух отцов – божественного (Зевса) и земного (тиринфского царя Амфитриона). Однако герою уготованы судьбой не только подвиги, но, как смертному, – страдания и мучительная смерть. Его судьба зависит от Геры, ревнивой супруги Зевса, преследующей возлюбленных Зевса и его незаконных потомков. Эта ненависть сказалась не только на прародительнице Г. Ио, но и на самом Г. Ожидая его рождения, Зевс в собрании богов поклялся, что царство в Микенах получит тот из потомков героя Персея, кто появится на свет в установленный богом час. Но Гера задержала роды Алкмены и ускорила на два месяца рождение Эврисфея, тоже потомка Персея. Он воцарился в Микенах и Тиринфе, и ему должен был служить Г., совершая великие подвиги и находясь по воле богов в зависимости от ничтожного человека и мстительной Геры. Впадая в безумие, насылаемое Герой, или по воле печального случая Г. губит своих близких. Придя в себя, он отправляется очиститься в Дельфы. Оракул повелевает ему носить имя Геракл (до этого его звали Алкид) и поселиться в Тиринфе, где в течение 12 лет он должен служить Эврисфею и совершить 10 подвигов, после чего получит бессмертие.
Главные подвиги Г. (их 12) имеют особую значимость, если учесть их локализацию. Два первых – убийство немейского льва и лернейской гидры – в центре Пелопоннеса, на равнине Арголиды. Третий и четвёртый – победа над керинейской ланью и эриманфским вепрем, а также шестой – убийство стимфалийских птиц – на юге Пелопоннеса, в ущельях Аркадии. Г. очищает конюшни царя Авгия (пятый подвиг) на зап. побережье Пелопоннеса, в Элиде. Седьмой подвиг – укрощение критского быка – уже вне материковой Греции, на о. Крит. Восьмой подвиг – усмирение кобылиц Диомеда – на севере Греции, во Фракии. Остальные – вне пределов Греции. Девятый подвиг – война с амазонками и добывание пояса царицы Ипполиты – на крайнем востоке у о. Меотида или в области Фемискиры. Десятый – овладение стадом коров Гериона на о. Эрифия (Красном) – на крайнем юго-западе. Наконец, одиннадцатый и двенадцатый подвиги – овладение золотыми яблоками гесперид и псом Кербером, стерегущим царство мёртвых, – на крайнем западе, у берегов Океана, где заходит солнце, у врат смерти.
Подвиги Г. охватывают всю известную древним грекам ойкумену. Г., как истинный герой, не только спасает людей от истребляющих их чудовищ, он борется с Танатосом, богом смерти, вступает в единоборство с Аидом, владыкой царства мёртвых, завладевает яблоками вечной молодости из сада гесперид и держит на своих плечах небесный свод. Но боги не допускают нарушения законов жизни и смерти. Законы, на которых строится мир, непоколебимы. Бог Аид царствует вечно, яблоки, дарующие вечную молодость, вернутся в сад гесперид, Кербер снова станет стражем у входа в обитель смерти, а титан Атлант снова будет держать небесный свод. В мире богами установлена гармония, но герой доказывает, что смертные в состоянии поколебать её. Вот почему Г. стоит на одном уровне с богами, и боги берут его в союзники, сражаясь с гигантами. Последний подвиг и последнее испытание Г. – его смерть от мести поражённого стрелой Г. злобного кентавра Несса, покусившегося на честь его жены Деяниры. Умирающий кентавр посоветовал Деянире собрать его кровь, т. к. она поможет ей чудесным образом сохранить любовь Г. Уже позднее охваченная ревностью Деянира, намереваясь вернуть его любовь, пропитала ядовитой кровью кентавра хитон, который прирос к телу надевшего его Г., и яд стал проникать сквозь кожу. Испытывая невыносимые муки, Г. отправился на гору Эта, разложил костёр и взошёл на него. Принявший мученическую смерть Г. был вознесён Зевсом на Олимп. Здесь Зевс отдал ему в жёны свою дочь Гебу, и Г., обретя бессмертие, проводил вечность вместе с блаженными богами. Однако по др. версии, Одиссей, спустившись в Аид, встречает там тень Г., блуждающую по асфоделевому лугу, в то время как сам Г. находится на Олимпе (он обращается к Одиссею со скорбными словами, жалуясь на свою горькую судьбу).
Иконография
В античном иск-ве деяния Г. подробно иллюстрировались в монументальной скульптуре, вазописи, мелкой пластике, в мозаиках, во фресках Помпей и Геркуланума. Наибольшей популярностью пользовались 12 подвигов и др. героич. свершения Г. («Геракл и Антей», «Похищение Деяниры» и др.): вост. фронтон сокровищницы сифнийцев в Дельфах (530–525 до н. э., Археологич. музей, Дельфы), метопы сокровищницы афинян в Дельфах (ок. 490 до н. э., там же), вост. фронтон храма Афины-Афайи на о. Эгина (490–480 до н. э., Глиптотека, Мюнхен), метопы храма Зевса в Олимпии (470–456 до н. э., Археологич. музей, Олимпия). Тип Г. отдыхающего представлен рим. статуей «Геракл Фарнезе» (свободная версия нач. 3 в. н. э. статуи Лисиппа 4 в. до н. э., Нац. археологич. музей, Неаполь). В эллинистич. и рим. иск-ве портреты историч. персонажей часто даются в образе Г., который становится олицетворением физич. силы и храбрости (портрет имп. Коммода, кон. 2 в. н. э., Капитолийские музеи, Рим). Атрибуты Г. – палица и львиная шкура, а также лук, стрела, колчан или прялка.
В ср.-век. иск-ве образ Г. служил персонификацией христианских добродетелей; в эпоху Проторенессанса он выступал как аллегория Силы (Н. Пизано, кафедра баптистерия в Пизе, 1260). «Геракл мусический» (играющий на лире) стал олицетворением иск-ва светского музицирования. Благодаря итал. гуманистам распространились аллегорич. сюжеты с участием Г. – напр., «Геракл на распутье» (Аннибале Карраччи, Я. Йорданс, А. ван Дейк и др.). В эпоху барокко популярностью пользовался апофеоз Г. («Вступление Геракла на Олимп» у Л. Карраччи, П. П. Рубенса, Пьетро да Кортоны, Дж. Б. Тьеполо и др.), в эпоху рококо – любовные сюжеты («Геракл и Омфала» Ф. Буше). К античным мифам с участием Г. обращались также живописцы А. и П. дель Поллайоло, А. Мантенья, Джулио Романо, Дж. Вазари, Рафаэль, Я. Тинторетто, Л. Кранах Старший, Н. Пуссен, скульпторы Я. Сансовино, Б. Бандинелли, А. Канова и др.