Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ГЕРА́КЛ

Авторы: А. А. Тахо-Годи

ГЕРА́КЛ (῾Ηραϰλη̑ς), в греч. ре­ли­гии и ми­фо­ло­гии ге­рой, сын Зев­са и смерт­ной жен­щи­ны Ал­кме­ны. Зевс тща­тель­но «под­го­тав­ли­вал» ро­ж­де­ние Г., он три­ж­ды всту­пал в брак со смерт­ны­ми жен­щи­на­ми, что­бы че­рез 12 по­ко­ле­ний поя­вил­ся этот ве­ли­кий ге­рой. Сам Г. от­но­сит­ся к три­на­дца­то­му по­ко­ле­нию. Г. – ге­рой вре­ме­ни рас­цве­та клас­си­че­ской, олим­пий­ской ми­фо­ло­гии сер. 2-го тыс. до н. э., это не ме­ст­ный ге­рой (как Ме­ле­агр, Бел­ле­ро­фонт и др.), а об­ще­гре­че­ский, со­че­таю­щий фи­зич. си­лу и ост­ро­ту ума.

«Геракл с треножником». Фрагмент росписи амфоры из Вульчи. Нач. 5 в. до н. э. Университетский музей (Вюрцбург).

Как и по­до­ба­ет ве­ли­ким ге­ро­ям, Г. име­ет двух от­цов – бо­же­ст­вен­но­го (Зев­са) и зем­но­го (ти­ринф­ско­го ца­ря Ам­фи­т­рио­на). Од­на­ко ге­рою уго­то­ва­ны судь­бой не толь­ко под­ви­ги, но, как смерт­но­му, – стра­да­ния и му­чи­тель­ная смерть. Его судь­ба за­ви­сит от Ге­ры, рев­ни­вой суп­ру­ги Зев­са, пре­сле­дую­щей воз­люб­лен­ных Зев­са и его не­за­кон­ных по­том­ков. Эта не­на­висть ска­за­лась не толь­ко на пра­ро­ди­тель­ни­це Г. Ио, но и на са­мом Г. Ожи­дая его ро­ж­де­ния, Зевс в со­б­ра­нии бо­гов по­клял­ся, что цар­ст­во в Ми­ке­нах по­лу­чит тот из по­том­ков ге­роя Пер­сея, кто поя­вит­ся на свет в уста­нов­лен­ный бо­гом час. Но Ге­ра за­дер­жа­ла ро­ды Ал­кме­ны и ус­ко­ри­ла на два ме­ся­ца ро­ж­де­ние Эв­рис­фея, то­же по­том­ка Пер­сея. Он во­ца­рил­ся в Ми­ке­нах и Ти­рин­фе, и ему дол­жен был слу­жить Г., со­вер­шая ве­ли­кие под­ви­ги и на­хо­дясь по во­ле бо­гов в за­ви­си­мо­сти от ни­ч­тожно­го че­ло­ве­ка и мсти­тель­ной Ге­ры. Впа­дая в бе­зу­мие, на­сы­лае­мое Ге­рой, или по во­ле пе­чаль­но­го слу­чая Г. гу­бит сво­их близ­ких. При­дя в се­бя, он от­прав­ля­ет­ся очи­стить­ся в Дель­фы. Ора­кул по­ве­ле­ва­ет ему но­сить имя Ге­ракл (до это­го его зва­ли Ал­кид) и по­се­лить­ся в Ти­рин­фе, где в те­че­ние 12 лет он дол­жен слу­жить Эв­рис­фею и со­вер­шить 10 под­ви­гов, по­сле че­го по­лу­чит бес­смер­тие.

Подвиги Геракла: немейский лев, лернейская гидра, стимфалийские птицы, критский бык (верхний ряд), керинейская лань, пояс Ипполиты, эриманфский вепрь, кобылицы Диомеда (средний ряд), великан Герион, з...

Глав­ные под­ви­ги Г. (их 12) име­ют осо­бую зна­чи­мость, ес­ли учесть их ло­ка­ли­за­цию. Два пер­вых – убий­ст­во не­мей­ско­го льва и лер­ней­ской гид­ры – в цен­тре Пе­ло­пон­не­са, на рав­ни­не Ар­го­ли­ды. Тре­тий и чет­вёр­тый – по­бе­да над ке­ри­ней­ской ла­нью и эри­манф­ским ве­прем, а так­же шес­той – убий­ст­во стим­фа­лий­ских птиц – на юге Пе­ло­пон­не­са, в ущель­ях Ар­ка­дии. Г. очи­ща­ет ко­нюш­ни ца­ря Ав­гия (пя­тый под­виг) на зап. по­бе­ре­жье Пе­ло­пон­не­са, в Эли­де. Седь­мой под­виг – ук­ро­ще­ние крит­ско­го бы­ка – уже вне ма­те­ри­ко­вой Гре­ции, на о. Крит. Вось­мой под­виг – ус­ми­ре­ние ко­бы­лиц Дио­ме­да – на се­ве­ре Гре­ции, во Фра­кии. Ос­таль­ные – вне пре­де­лов Гре­ции. Де­вя­тый под­виг – вой­на с ама­зон­ка­ми и до­бы­ва­ние поя­са ца­ри­цы Ип­по­ли­ты – на край­нем вос­то­ке у о. Ме­о­ти­да или в об­лас­ти Фе­ми­ски­ры. Де­ся­тый – ов­ла­де­ние ста­дом ко­ров Ге­рио­на на о. Эри­фия (Крас­ном) – на край­нем юго-за­па­де. На­ко­нец, один­на­дца­тый и две­на­дца­тый под­ви­ги – ов­ла­де­ние золо­тыми яб­ло­ка­ми гес­пе­рид и псом Кер­бе­ром, сте­ре­гу­щим цар­ст­во мёрт­вых, – на край­нем за­па­де, у бе­ре­гов Океа­на, где за­хо­дит солн­це, у врат смер­ти.

Под­ви­ги Г. ох­ва­ты­ва­ют всю из­вест­ную древ­ним гре­кам ой­ку­ме­ну. Г., как ис­тин­ный ге­рой, не толь­ко спа­са­ет лю­дей от ис­треб­ляю­щих их чу­до­вищ, он бо­рет­ся с Та­на­то­сом, бо­гом смер­ти, всту­па­ет в еди­но­бор­ст­во с Аи­дом, вла­ды­кой цар­ст­ва мёрт­вых, за­вла­де­ва­ет яб­ло­ка­ми веч­ной мо­ло­до­сти из са­да гес­пе­рид и дер­жит на сво­их пле­чах не­бес­ный свод. Но бо­ги не до­пус­ка­ют на­ру­ше­ния за­ко­нов жиз­ни и смер­ти. За­ко­ны, на ко­торых стро­ит­ся мир, не­по­ко­ле­би­мы. Бог Аид цар­ст­ву­ет веч­но, яб­ло­ки, да­рую­щие веч­ную мо­ло­дость, вер­нут­ся в сад гес­пе­рид, Кер­бер сно­ва ста­нет стра­жем у вхо­да в оби­тель смер­ти, а ти­тан Ат­лант сно­ва бу­дет дер­жать не­бес­ный свод. В ми­ре бо­га­ми ус­та­нов­ле­на гар­мо­ния, но ге­рой до­ка­зы­ва­ет, что смерт­ные в со­стоя­нии по­ко­ле­бать её. Вот по­че­му Г. сто­ит на од­ном уров­не с бо­га­ми, и бо­ги бе­рут его в со­юз­ни­ки, сра­жа­ясь с ги­ган­та­ми. По­след­ний под­виг и по­след­нее ис­пы­та­ние Г. – его смерть от мес­ти по­ра­жён­но­го стре­лой Г. злоб­но­го кен­тав­ра Нес­са, по­ку­сив­ше­го­ся на честь его же­ны Дея­ни­ры. Уми­раю­щий кен­тавр по­со­ве­то­вал Дея­ни­ре со­брать его кровь, т. к. она по­мо­жет ей чу­дес­ным об­ра­зом со­хра­нить лю­бовь Г. Уже позд­нее ох­ва­чен­ная рев­но­стью Дея­ни­ра, на­ме­ре­ва­ясь вер­нуть его лю­бовь, про­пи­та­ла ядо­ви­той кро­вью кен­тав­ра хи­тон, ко­то­рый при­рос к те­лу на­дев­ше­го его Г., и яд стал про­ни­кать сквозь ко­жу. Ис­пы­ты­вая не­вы­но­си­мые му­ки, Г. от­пра­вился на го­ру Эта, раз­ло­жил кос­тёр и взошёл на не­го. При­няв­ший му­че­ни­че­скую смерть Г. был воз­не­сён Зев­сом на Олимп. Здесь Зевс от­дал ему в жё­ны свою дочь Ге­бу, и Г., об­ре­тя бес­смер­тие, про­во­дил веч­ность вме­сте с бла­жен­ны­ми бо­га­ми. Од­на­ко по др. вер­сии, Одис­сей, спус­тив­шись в Аид, встре­ча­ет там тень Г., блу­ж­даю­щую по ас­фо­де­ле­во­му лу­гу, в то вре­мя как сам Г. на­хо­дит­ся на Олим­пе (он об­ра­ща­ет­ся к Одис­сею со скорб­ны­ми сло­ва­ми, жа­лу­ясь на свою горь­кую судь­бу).

Иконография

«Геракл Фарнезе». Римская копия нач. 3 в. н. э. с оригинала Лисиппа (4 в. до н. э.). Мрамор. Национальный археологический музей (Неаполь).

В ан­тич­ном иск-ве дея­ния Г. под­роб­но ил­лю­ст­ри­ро­ва­лись в мо­ну­мен­таль­ной скульп­ту­ре, ва­зо­пи­си, мел­кой пла­сти­ке, в мо­заи­ках, во фре­сках Пом­пей и Гер­ку­ла­ну­ма. Наи­боль­шей по­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись 12 под­ви­гов и др. ге­ро­ич. свер­ше­ния Г. («Ге­ракл и Ан­тей», «По­хи­ще­ние Дея­ни­ры» и др.): вост. фрон­тон со­кро­вищ­ни­цы сиф­ний­цев в Дель­фах (530–525 до н. э., Ар­хео­ло­гич. му­зей, Дель­фы), ме­то­пы со­кро­вищ­ни­цы афи­нян в Дель­фах (ок. 490 до н. э., там же), вост. фрон­тон хра­ма Афи­ны-Афайи на о. Эги­на (490–480 до н. э., Глип­то­те­ка, Мюн­хен), ме­то­пы хра­ма Зев­са в Олим­пии (470–456 до н. э., Ар­хео­ло­гич. му­зей, Олим­пия). Тип Г. от­ды­хаю­ще­го пред­став­лен рим. ста­ту­ей «Ге­ракл Фар­не­зе» (сво­бод­ная вер­сия нач. 3 в. н. э. ста­туи Ли­сип­па 4 в. до н. э., Нац. ар­хео­ло­гич. му­зей, Не­а­поль). В эл­ли­ни­стич. и рим. иск-ве порт­ре­ты ис­то­рич. пер­со­на­жей час­то да­ют­ся в об­ра­зе Г., ко­то­рый ста­но­вит­ся оли­це­тво­ре­ни­ем фи­зич. си­лы и храб­ро­сти (порт­рет имп. Ком­мо­да, кон. 2 в. н. э., Ка­пи­то­лий­ские му­зеи, Рим). Ат­ри­бу­ты Г. – па­ли­ца и льви­ная шку­ра, а так­же лук, стре­ла, кол­чан или прял­ка.

В ср.-век. иск-ве об­раз Г. слу­жил пер­со­ни­фи­ка­ци­ей хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей; в эпо­ху Про­то­ре­нес­сан­са он вы­сту­пал как ал­ле­го­рия Си­лы (Н. Пи­за­но, ка­фед­ра бап­ти­сте­рия в Пи­зе, 1260). «Ге­ракл му­си­че­ский» (иг­раю­щий на ли­ре) стал оли­це­тво­ре­ни­ем иск-ва свет­ско­го му­зи­ци­ро­ва­ния. Бла­го­да­ря итал. гу­ма­ни­стам рас­про­стра­ни­лись ал­ле­го­рич. сю­же­ты с уча­сти­ем Г. – напр., «Ге­ракл на рас­пу­тье» (Ан­ни­ба­ле Кар­рач­чи, Я. Йор­данс, А. ван Дейк и др.). В эпо­ху ба­рок­ко по­пу­ляр­но­стью поль­зо­вал­ся апо­фе­оз Г. («Всту­п­ле­ние Ге­рак­ла на Олимп» у Л. Кар­рач­чи, П. П. Ру­бен­са, Пьет­ро да Кор­то­ны, Дж. Б. Тье­по­ло и др.), в эпо­ху ро­ко­ко – лю­бов­ные сю­жеты («Ге­ракл и Ом­фа­ла» Ф. Бу­ше). К ан­тич­ным ми­фам с уча­сти­ем Г. об­ра­ща­лись так­же жи­во­пис­цы А. и П. дель Пол­лай­о­ло, А. Ман­те­нья, Джу­лио Ро­ма­но, Дж. Ва­за­ри, Ра­фа­эль, Я. Тин­то­рет­то, Л. Кра­нах Стар­ший, Н. Пус­сен, скульп­то­ры Я. Сан­со­ви­но, Б. Бан­ди­нел­ли, А. Ка­но­ва и др.

Лит.: Та­хо-Го­ди А. А. Гре­че­ская ми­фо­ло­гия. М., 1989.

Вернуться к началу