Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАРЛА́МЕНТ АНГЛИ́ЙСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 357-358

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Г. Мереминский

ПАРЛА́МЕНТ АНГЛИ́ЙСКИЙ [совр. офиц. на­зва­ние – Пар­ла­мент Со­еди­нён­но­го Ко­ро­лев­ст­ва Ве­ли­ко­бри­та­нии и Се­вер­ной Ир­лан­дии (Parliament of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland)], выс­ший за­ко­но­дат. ор­ган Ве­ли­ко­бри­та­нии. Воз­ник в ср.-век. Анг­лии как со­слов­но-пред­ста­вит. кон­суль­та­тив­ное со­б­ра­ние при мо­нар­хе в ре­зуль­та­те эво­лю­ции Боль­шо­го со­ве­та (Magnum Concilium), вклю­чав­ше­го цер­ков­ных и свет­ских маг­на­тов, и ко­ро­лев­ской ку­рии (Curia Regis; см. Ку­рия фео­даль­ная), в ко­то­рую вхо­ди­ли бли­жай­шие ко­ро­лев­ские со­вет­ни­ки. С 13 в. англ. ко­ро­ли ста­ли при­вле­кать на со­вме­ст­ные за­се­да­ния Боль­шо­го со­ве­та и ку­рии де­ле­га­тов из чис­ла ры­ца­рей (мел­ких зем­ле­вла­дель­цев) и го­ро­жан от отд. графств с це­лью до­пол­нит. ле­ги­ти­ми­за­ции при­ни­мае­мых ре­ше­ний (наи­бо­лее час­то – фис­каль­ных мер). Од­ним из пер­вых при­меров ста­ло со­б­ра­ние 1254, на ко­то­рое по­ми­мо маг­на­тов бы­ло при­зва­но по 2 ры­ца­ря от ка­ж­до­го граф­ст­ва. Со 2-й четв. 13 в. та­кие со­б­ра­ния ста­ли на­зы­вать­ся «пар­ла­мен­та­ми» (parlamentum). В хо­де вос­ста­ния ба­ро­нов про­тив ко­ро­ля Ген­ри­ха III обе про­ти­во­бор­ст­вую­щие сто­ро­ны стре­ми­лись при­влечь на свою сто­ро­ну ры­цар­ст­во и го­ро­жан. В 1265 пред­во­ди­тель вос­став­ших гр. Си­мон V де Мон­фор со­звал пар­ла­мент, на ко­то­ром, на­ря­ду с маг­на­та­ми и ры­ца­ря­ми, при­сут­ст­во­ва­ло по 2 де­ле­га­та от наи­бо­лее круп­ных и юри­ди­че­ски при­ви­ле­ги­ро­ван­ных го­ро­дов. В прав­ле­ние Эду­ар­да I прак­ти­ка со­зы­ва П. а. ста­но­вит­ся ре­гу­ляр­ной (хо­тя юри­ди­че­ски и не рег­ла­мен­ти­ро­ван­ной). Осо­бен­но пред­ста­ви­тель­ным был П. а. 1295 (т. н. Об­раз­цо­вый пар­ла­мент), на ко­то­ром при­сут­ст­во­ва­ли св. 400 чле­нов: маг­на­ты (вы­зы­ва­лись пер­со­наль­ны­ми ко­ро­лев­ски­ми ре­ск­рип­та­ми), ры­ца­ри и го­ро­жа­не (из­би­ра­лись ме­ст­ны­ми со­б­ра­ния­ми под над­зо­ром ше­ри­фов), а так­же впер­вые пред­ста­ви­те­ли при­ход­ско­го ду­хо­вен­ст­ва (вы­би­ра­лись епи­ско­па­ми со­от­вет­ст­вую­ще­го дио­це­за). Наи­бо­лее час­тым ме­стом со­б­ра­ний П. а. был при­го­род Лон­до­на Вест­мин­стер, хо­тя в 13–15 вв. он не­од­но­крат­но со­зы­вал­ся и в др. англ. го­ро­дах (по­след­ний раз – в 1459 в Ко­вен­три). В 14 в. по­сте­пен­но за­кре­пи­лось (окон­ча­тель­но к 1341) раз­де­ле­ние П. а. на 2 па­ла­ты: Па­ла­ту лор­дов (House of Lords), член­ст­во в ко­то­рой (для свет­ских маг­на­тов) ста­ло на­след­ст­вен­ным (пра­во пэр­ст­ва), и Па­ла­ту об­щин (House of Commons), объ­е­ди­няв­шую из­би­рае­мых де­ле­га­тов из чис­ла ры­ца­рей и го­ро­жан (пред­ста­ви­те­ли при­ход­ско­го ду­хо­вен­ст­ва не­охот­но уча­ст­во­ва­ли в ра­бо­те П. а., и их вско­ре пе­ре­ста­ли вы­зы­вать). С 1295 П. а. имел пра­во во­ти­ро­ва­ния осн. на­ло­гов (офи­ци­аль­но ут­вер­жде­но в 1362), в 1322 по­лу­чил пра­во санк­цио­ни­ро­вать важ­ней­шие за­ко­ны. В 1377 впер­вые в ис­точ­ни­ках упо­ми­на­ет­ся спи­кер как гла­ва Па­ла­ты об­щин и её пред­ста­ви­тель пе­ред ко­ро­лём. Ост­рые фи­нан­со­вые про­бле­мы, свя­зан­ные с ве­де­ни­ем Сто­лет­ней вой­ны 1337–1453, по­тре­бо­ва­ли очень час­тых со­зы­вов П. а. О важ­ной ро­ли П. а. сви­де­тель­ст­ву­ют санк­цио­ни­ро­ван­ные им низ­ло­же­ния ко­ро­лей Эду­ар­да II (1327) и Ри­чар­да II (1399). За­ко­ном 1430 впер­вые за­кре­п­ле­ны из­би­рат. кво­ты графств (пе­ре­чень го­ро­дов, по­сы­лаю­щих пред­ста­ви­те­лей в П. а., и пра­ви­ла из­бра­ния от них де­ле­га­тов ос­та­ва­лись не­уре­гу­ли­ро­ван­ны­ми до 1832), а так­же ус­та­нов­лен иму­ществ. ценз для из­би­ра­те­лей и де­пу­та­тов. В кон. 14 – нач. 15 вв. П. а. до­бил­ся пра­ва за­ко­но­дат. ини­циа­ти­вы: по пе­ти­ци­ям Па­ла­ты об­щин при­ни­ма­лись ста­ту­ты, ут­вер­ждав­шие­ся за­тем лор­да­ми и ко­ро­лём. В хо­де Алой и Бе­лой ро­зы вой­ны П. а. стал аре­ной про­ти­во­бор­ст­вую­щих кла­нов, при ко­ро­лях из ди­на­стии Йор­ков его зна­че­ние умень­ши­лось. На­про­тив, Ген­рих VII и его пре­ем­ни­ки из ди­на­стии Тю­до­ров охот­но опи­ра­лись на П. а., пре­вра­тив его в эф­фек­тив­ный ин­ст­ру­мент про­ве­де­ния сво­ей по­ли­ти­ки (напр., Ре­фор­ма­ции). В прав­ле­ние Ген­ри­ха VIII в ре­зуль­та­те се­ку­ля­ри­за­ции мо­на­сты­рей из Па­ла­ты лор­дов ис­клю­че­ны аб­ба­ты, вслед­ст­вие че­го аб­со­лют­ное боль­шин­ст­во в ней за­ня­ли пред­ста­ви­те­ли свет­ской ари­сто­кра­тии. С 1536 в Па­ла­ту об­щин ста­ли из­би­рать­ся де­ле­га­ты от Уэль­са, офи­ци­аль­но при­сое­ди­нён­но­го к Анг­лии. В 16 в. окон­ча­тель­но сло­жи­лись нор­мы и про­це­ду­ра за­ко­но­твор­че­ст­ва (пра­ви­ла по­да­чи и ут­вер­жде­ния за­ко­но­про­ек­тов – бил­лей; прин­ци­пы ра­бо­ты со­гла­си­тель­ных ко­мис­сий и т. д.), за П. а. за­кре­пил­ся ряд при­ви­ле­гий, т. н. пар­ла­мент­ских сво­бод: сво­бо­да сло­ва (вы­ска­зы­ва­ния де­ле­га­та­ми мне­ний, не опа­са­ясь пре­сле­до­ва­ния), сво­бо­да дос­ту­па пар­ла­мент­ских де­ле­га­ций к ко­ро­лю, сво­бо­да от аре­ста за дея­тель­ность в сте­нах пар­ла­мен­та.

В 17 в. П. а. пре­вра­тил­ся в центр оп­по­зи­ции аб­со­лю­ти­ст­ской по­ли­ти­ке пер­вых Стю­ар­тов, на­ру­шав­ших его пра­ва и пы­тав­ших­ся пра­вить без не­го. Дол­гий пар­ла­мент (1640–53) сыг­рал боль­шую роль в Анг­лий­ской ре­во­лю­ции 17 в., воз­гла­вив по­ли­тич. борь­бу, а за­тем гражд. вой­ну про­тив Кар­ла I, за­вер­шив­шую­ся его каз­нью и объ­яв­ле­ни­ем рес­пуб­ли­ки. В хо­де ре­во­лю­ции П. а. (в 1649–57 со­сто­ял толь­ко из Па­ла­ты об­щин; Па­ла­та лор­дов бы­ла уп­разд­не­на) стал выс­шей вла­стью в стра­не, объ­е­ди­нив все функ­ции гос. вла­сти (за­ко­но­дат., во­ен., су­деб­ную, фи­нан­со­вую и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ную) до ус­та­нов­ле­ния про­тек­то­ра­та О. Кром­ве­ля в 1653. По­сле рес­тав­ра­ции Стю­ар­тов (1660) П. а. был вос­ста­нов­лен в до­ре­во­люц. ви­де. В по­след­ней тре­ти 17 в. в Анг­лии на­ча­ли фор­ми­ро­вать­ся по­ли­тич. пар­тии ви­гов и то­ри, аре­ной борь­бы ко­то­рых стал П. а. Ви­ги, при­шед­шие к вла­сти по­сле «Слав­ной ре­во­лю­ции» 1688–89, до­би­лись ог­ра­ни­че­ния вла­сти мо­нар­ха и су­ще­ст­вен­но­го рас­ши­ре­ния пол­но­мо­чий П. а. Со­глас­но Бил­лю о пра­вах (1689), ко­роль не имел пра­ва при­ос­та­нав­ли­вать дей­ст­вие за­ко­нов или их ис­пол­не­ние без со­гла­сия П. а., ко­то­рый так­же стал оп­ре­де­лять кон­тин­гент ар­мии, по­лу­чил пра­во санк­цио­ни­ро­вать на­ло­ги, по­да­вать лю­бые пе­ти­ции и др. За­кон 1694 ус­та­нав­ли­вал еже­год­ные за­се­да­ния П. а. и ре­гу­ляр­ные вы­бо­ры в Па­ла­ту об­щин ми­ни­мум 1 раз в 3 го­да (с 1716 1 раз в 7 лет, с 1911 1 раз в 5 лет). Из ср.-век. со­слов­но­го со­б­ра­ния П. а. по­сте­пен­но пре­вра­тил­ся в выс­ший за­ко­но­дат. ор­ган кон­сти­туц. мо­нар­хии.

По­сле при­ня­тия анг­ло-шотл. унии (1707) отд. пар­ла­мен­ты Анг­лии и Шот­лан­дии (см. Пар­ла­мент шот­ланд­ский) фор­маль­но пре­кра­ти­ли су­ще­ст­во­ва­ние, вме­сто них был соз­дан пар­ла­мент Ве­ли­ко­бри­та­нии. При ко­ро­лях Ган­но­вер­ской ди­на­стии ко­ро­лев­ский двор по­сте­пен­но те­рял свои по­ли­тич. функ­ции и к кон. 18 в. цен­тром по­ли­тич. жиз­ни стал П. а. На про­тя­же­нии это­го сто­ле­тия фор­ми­ро­ва­лись прин­ци­пы по­ли­тич. от­вет­ст­вен­но­сти ми­ни­ст­ров, ко­то­рая бы­ла ус­та­нов­ле­на Ак­том о пре­сто­ло­нас­ле­дии (1701). Обыч­ной прак­ти­кой ста­ло на­зна­че­ние пре­мьер-ми­ни­ст­ром ли­де­ра пар­тии, имев­шей боль­шин­ст­во в Па­ла­те об­щин. В 1721 ли­дер виг­ско­го боль­шин­ст­ва Р. Уол­пол впер­вые воз­гла­вил пра­ви­тель­ст­во, ос­та­ва­ясь чле­ном Па­ла­ты об­щин. В 1742 он по­дал в от­став­ку по­сле то­го, как Па­ла­та об­щин вы­ра­зи­ла не­до­ве­рие про­во­ди­мой им по­ли­ти­ке. В кон. 18 в. для пуб­ли­ки был об­лег­чён дос­туп на пар­ла­мент­ские за­се­да­ния, с 1803 на­ча­лась ре­гу­ляр­ная пуб­ли­ка­ция не­офиц. сте­но­грамм де­ба­тов, спо­соб­ст­во­вав­шая по­вы­ше­нию об­ществ. ин­те­ре­са к ра­бо­те П. а. В ре­зуль­та­те анг­ло-ир­ланд­ской унии 1801 ирл. пар­ла­мент был ли­к­ви­ди­ро­ван, а в пар­ла­мент Со­еди­нён­но­го Ко­ро­лев­ст­ва Ве­ли­ко­бри­та­нии и Ир­лан­дии во­шли ирл. де­пу­та­ты.

На про­тя­же­нии 18 в. не­од­но­крат­но вы­дви­га­лись пред­ло­же­ния ре­фор­ми­ро­вать сис­те­му ком­плек­то­ва­ния Па­ла­ты об­щин, ар­ха­ич­ность ко­то­рой яр­ко про­яви­лась в 1-й пол. 19 в. в свя­зи с бур­ным со­ци­аль­но-эко­но­мич. раз­ви­ти­ем Ве­ли­ко­бри­та­нии: пред­ста­ви­тель­ст­ва в П. а. бы­ли ли­ше­ны мн. бы­ст­ро рас­ту­щие ин­ду­ст­ри­аль­ные цен­тры (Ман­че­стер, Бир­мин­гем, Лидс и др.). Из-за вы­со­ко­го иму­ществ. цен­за и не­про­пор­цио­наль­но­го пред­ста­ви­тель­ст­ва го­ро­дов в кон. 18 в. пра­вом го­ло­са в Ве­ли­ко­бри­та­нии об­ла­да­ло лишь ок. 2% нас. В ре­зуль­та­те из­би­рат. ре­форм 1832, 1867 и 1884 ли­к­ви­ди­ро­ва­ны т. н. гни­лые мес­теч­ки, в ко­то­рых бы­ло лишь по неск. че­ло­век с пра­вом го­ло­са, воз­рос­ло чис­ло де­пу­та­тов от наи­бо­лее на­се­лён­ных графств и круп­ных тор­го­во-пром. цен­тров, воз­мож­ность уча­ст­во­вать в вы­бо­рах по­лу­чи­ли пред­ста­ви­те­ли сред­них сло­ёв и вы­со­ко­оп­ла­чи­вае­мые ра­бо­чие; пра­во го­ло­са име­ли 58% взрос­ло­го муж­ско­го на­се­ле­ния стра­ны (1884). В 1872 при­нят за­кон о тай­ном го­ло­со­ва­нии на вы­бо­рах в П. а. В со­от­вет­ст­вии с за­ко­ном, при­ня­тым в 1885, Ве­ли­ко­бри­та­ния бы­ла раз­де­ле­на на ок­ру­га с рав­ным чис­лом из­би­ра­те­лей. В 1918 из­би­рат. пра­во по­лу­чи­ли прак­ти­че­ски все муж­чи­ны стар­ше 21 го­да и впер­вые по­сле про­дол­жи­тель­ной борь­бы (см. Суф­ра­жи­ст­ки) часть жен­щин (окон­чатель­но ог­ра­ни­че­ния для го­ло­со­ва­ния жен­щин от­ме­не­ны в 1928). В те­че­ние 19 в. не­сколь­ки­ми за­ко­но­дат. ак­та­ми (1828, 1829, 1858, 1886) сня­ты все ре­лиг. ог­ра­ни­че­ния для чле­нов англ. пар­ла­мен­та.

Акт 1911 за­ко­но­да­тель­но за­кре­пил ре­шаю­щее зна­че­ние Па­ла­ты об­щин, ко­то­рая по­лу­чи­ла пра­во ре­шать во­про­сы, ка­саю­щие­ся на­ло­го­об­ло­же­ния и гос. рас­хо­дов, без санк­ции Па­ла­ты лор­дов, а так­же обя­зал Па­ла­ту лор­дов в те­че­ние 2 лет (с 1949 – 1 го­да) при­ни­мать за­ко­но­про­ек­ты, про­шед­шие Па­ла­ту об­щин. Од­но­вре­мен­но впер­вые вве­де­но жа­ло­ва­нье для чле­нов Па­ла­ты об­щин, что об­лег­чи­ло дос­туп в неё пред­ста­ви­те­лям ма­ло­обес­пе­чен­ных со­ци­аль­ных сло­ёв. В со­от­вет­ствии с т. н. Сол­сбе­рий­ской кон­вен­ци­ей (1945) чле­ны Па­ла­ты лор­дов обя­за­лись не­мед­лен­но при­ни­мать за­ко­но­про­ек­ты, на­прав­лен­ные на реа­ли­за­цию пред­вы­бор­ной про­грам­мы по­бе­див­шей на вы­бо­рах пар­тии или коа­ли­ции. Зна­че­ние Па­ла­ты лор­дов не­сколь­ко воз­рос­ло по­сле то­го, как в 1958 бы­ла вве­де­на сис­те­ма по­жиз­нен­но­го (не­на­сле­дуе­мо­го) пэр­ст­ва и его ста­ли по­лу­чать мн. вид­ные об­ществ. дея­те­ли, пред­ста­ви­те­ли куль­ту­ры, нау­ки и де­ло­вых кру­гов. В 1999 чис­ло на­следств. пэ­ров, вхо­дя­щих в Па­ла­ту лор­дов, бы­ло ог­ра­ни­че­но 92. В 20 – нач. 21 вв. ле­вые по­ли­тич. си­лы, в пер­вую оче­редь Лей­бо­ри­ст­ская пар­тия, не­од­но­крат­но ста­ви­ли во­прос о пол­ной ли­к­ви­да­ции Па­ла­ты лор­дов в её тра­диц. ви­де. По­сле вос­ста­нов­ле­ния шотл. пар­ла­мен­та (1998–99), соз­да­ния Нац. ас­самб­леи Уэль­са и Ас­самб­леи Сев. Ир­лан­дии (1998) им был де­ле­ги­ро­ван ряд за­ко­но­дат. пол­но­мо­чий, при этом шотл., вал­лий­ские и сев.-ирл. де­пу­та­ты про­дол­жи­ли уча­ст­во­вать в ра­бо­те пар­ла­мен­та Со­еди­нён­но­го Ко­ро­лев­ст­ва и фор­ми­ро­ва­нии брит. пра­ви­тель­ст­ва. В 2011 бы­ло за­ко­но­да­тель­но от­ме­не­но пра­во мо­нар­ха рас­пус­кать пар­ла­мент.

Ис­точн.: Journal of the House of Lords, 1509–; Journals of the House of Commons, 1547–; Ro­tuli Parliamentorum. L., 1767–1777. Vol. 1–6; The parliamentary history of England / Ed. W. Cobbett, J. Wright. L., 1806–1820. Vol. 1–36; The Statutes of the Realm. L., 1810–1828. Vol. 1–12; The Parliamentary debates from the year 1803 to the present time... / Publ. under the superintendance of Т. С. Han­sard. Ser. 1–5. L., 1812–; Parliamentary writs and writs of military summons. L., 1827–1834. Vol. 1–2.

Лит.: Гут­но­ва Е. В. Воз­ник­но­ве­ние анг­лий­ско­го пар­ла­мен­та. М., 1960; Cannon J. Par­lia­mentary reform 1640–1832. Camb., 1973; Ri­chardson H. G., Sayles G. O. The English Parliament in the Middle Ages. L., 1981; Gra­ves M. A. R. The Tudor parliaments: crown, lords and commons, 1485–1603. L.; N. Y., 1985; El­ton G. R. The Parliament of England, 1559–1581. Camb.; N. Y., 1986; Уз­на­ро­дов И. М. По­ли­ти­че­ские пар­тии Ве­ли­ко­бри­та­нии и ра­бо­чие из­би­ра­те­ли (50-е – на­ча­ло 80-х гг. XIX в.). Рос­тов н/Д., 1992; Smith D. L. The Stuart par­liaments, 1603–1689. L.; N. Y., 1999; Се­ме­нов С. Б. Ра­ди­каль­ное дви­же­ние и борь­ба за пар­ла­мент­скую ре­фор­му в Анг­лии во вто­рой по­ло­ви­не XVIII в. Са­ма­ра, 2008; Ай­зен­штат М. П. Власть и об­ще­ст­во Бри­та­нии, 1750–1850 гг. М., 2009.

Вернуться к началу