ОЛЕ́ННЫЕ КА́МНИ
-
Рубрика: Археология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОЛЕ́ННЫЕ КА́МНИ, древние каменные стелы с изображениями, выполненными во взаимосвязанных стилях, в условно-реалистической или орнаментально-декоративной манере. Известно более 700 О. к. – от верховьев р. Амур на востоке до р. Эльба на западе, преим. в зонах, связанных со степным поясом Евразии; наибольшая концентрация (ок. 550) – в Монголии, где О. к. стали частью традиц. ландшафта. Стелы гл. обр. 4-гранные со скошенным верхом (есть плоские, округлые, многогранные в сечении); как правило, узкие грани образуют лицевую и тыльную стороны. Названы от тюрк. «сыын таш» – оленный камень, по изображениям «летящих» оленей, которые зачастую опоясывают О. к. и, «перетекая» с грани на грань, как бы рвутся по спирали вверх. Встречаются и фигуры лошадей, кабанов, козлов, собак, пантер, др. животных, иногда птиц. Изображения деталей убора и снаряжения воина располагаются на О. к. зонально. В верхней части – шапочка или повязка, ниже – серьги, ожерелье; в ср. части – пояс, оружие, нож, оселок, зеркало и т. п.; нередко на спине – решетчатый пятиугольник (по-видимому, щит). Многие из них имеют прямые соответствия в археологич. находках. Иногда там, где должно бы находиться лицо изображаемого, наносились 3 параллельные косые линии. Изредка О. к. имеют элементы фигуративной антропоморфности. На некоторых О. к. зафиксированы следы краски. Выделяют 3 типа О. к.: общеевразийский (без изображений животных), саяно-алтайский и монголо-забайкальский (с условно-реалистическими и орнаментально-стилизованными изображениями оленей). Большинство совр. исследователей считают, что О. к. воплощали образ героизированного предка, вождя и покровителя. По мнению некоторых специалистов, изображения кинжалов и некоторых др. предметов соответствуют атрибутам предков, т. е. вещам, вышедшим из обихода ко времени создания О. к. Датировка О. к. в целом и их типов остаются предметом дискуссии. В осн. О. к. соотносятся со «скифо-сибирским миром», есть точка зрения об их появлении в финале среднего или в позднем бронзовом веке и принадлежности культурному кругу, включающему керексуры (см. в ст. Монголия. Исторический очерк).