ПЕТРО́ГЛИФЫ
-
Рубрика: Археология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕТРО́ГЛИФЫ (от греч. πέτρος – камень и γλυφή – резьба), изображения на природных скальных выходах и валунах, выполненные выбивкой (пикетажем), гравировкой, пришлифовкой и др. способами, связанными с удалением скальной поверхности, или сочетанием этих техник. Для нанесения П. применялись как каменные, так и металлич. инструменты (следы работы ими различаются); могло использоваться одно орудие (отбойник) или два (посредник и ударник). Иногда при изучении П. удаётся проследить тонкие гравиров. линии эскизов, следы набросков, разметку поверхности, на которую наносились изображения.
П. – способ передачи информации, появившийся в каменном веке и существующий доныне. Изображений, выполненных в технике П., существенно больше, чем росписей, наносившихся на аналогичные природные объекты. Концентрации П. нередко связаны со святилищами, местами проведения календарных праздников, приурочены к важным точкам ландшафта – переправам, перевалам и др. П. являются важным историч. источником, многие – произведениями иск-ва, объектами туризма, в т. ч. получившие всемирную известность [Боярские писаницы, Бесовы Следки, Бесов Нос, Залавруга – важнейшая группа П. на Белом м., включающая композиции, в т. ч. сцены инициаций, охоты, Пегтымель (Чукотка), Саянского каньона петроглифы, Сикачи-Алян, Томская писаница, Калбак-Таш (рис.) и др. – в России; Каменная могила – на Украине] и включённые в список Всемирного наследия [Альта, Богуслен, Валкамоника, Кобустан, Сулайман-Тоо (Киргизия), Тамгалы, Тассилин-Адджер, Фош-Коа и др.]. Выдающуюся роль в становлении исследований наскального иск-ва в России сыграл А. П. Окладников, основы рос. науч. петроглифоведения заложены М. А. Дэвлет, А. И. Мартыновым, В. И. Молодиным, В. И. Равдоникасом, Я. А. Шером и др.