Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СКИ́ФО-СИБИ́РСКИЙ ЗВЕРИ́НЫЙ СТИЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 344-345

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Р. Канторович
Архив БРЭ (1); ИЭИ УНЦ РАН (2) Образцы скифо-сибирского звериного стиля: 1 – навершие в виде горного козла. Бронза. 7–6 вв. до н. э. Покупка в Красноярске в 1735. Эрмитаж (С.-Петербург); 2 – изделие в виде оленя. ...

СКИ́ФО-СИБИ́РСКИЙ ЗВЕРИ́НЫЙ СТИЛЬ, зве­ри­ный стиль 2-й четв. 7 – нач. 3 вв. до н. э., ха­рак­тер­ный для «ски­фо-си­бир­ско­го ми­ра». Представ­лен гл. обр. в оформ­ле­нии кон­ско­го сна­ря­же­ния, ору­жия, эле­мен­тов оде­ж­ды; в Азии из­вест­ны изо­бра­же­ния на ска­лах и олен­ных кам­нях. Осн. об­ра­зы: бла­го­род­ные оле­ни и др. ко­пыт­ные жи­вот­ные; хищ­ные зве­ри; пти­цы (в осн. хищ­ные); син­кре­тич. су­ще­ст­ва (гри­фо­ны, кры­ла­тые львы, ба­ра­но-пти­цы и др.) – в стро­го оп­ре­де­лён­ных по­зах (свер­нув­ший­ся в коль­цо хищ­ник, олень в жерт­вен­ной по­зе) и ком­по­зи­ци­ях (сце­ны пре­сле­дова­ния, тер­за­ния, по­гло­ще­ния и др.). По­ка­за­тель­но ак­цен­ти­ро­ва­ние (по­сред­ст­вом рель­е­фа, об­рам­ле­ния, пре­уве­ли­че­ния, «впи­сы­ва­ния» изо­бра­же­ния др. жи­вот­но­го в часть те­ла осн. об­раза и др.) или обо­соб­ле­ние час­тей, сим­во­ли­зи­рую­щих важ­ные ка­че­ст­ва, – ор­га­нов чувств (гла­за, ноз­д­ри, пасть, уши), по­ра­же­ния (зу­бы, ла­пы, ког­ти, клюв, ро­га), дви­же­ния (ло­пат­ки, бёд­ра, кры­лья, ко­пы­та). Из­на­чаль­но пре­об­ла­да­ет мо­де­ли­ро­ва­ние те­ла и осн. де­та­лей схо­дя­щи­ми­ся под уг­лом плос­ко­стя­ми, свой­ст­вен­но тя­го­те­ние к дву­мер­но­сти и про­филь­но­сти, пред­поч­те­ние к тех­ни­ке рель­е­фа, об­ра­зу или де­та­лям при­су­ща оп­ре­де­лён­ная гео­мет­рич­ность.

С.-с. з. с. от­ра­жа­ет идео­ло­гию гл. обр. ира­ноя­зыч­ных ко­чев­ни­ков-ско­то­во­дов и вои­нов, свя­зан­ную с куль­та­ми ог­ня, ко­ня, солн­ца, тро­ич­ной мо­де­лью ми­ро­зда­ния (верх­ний мир обо­зна­ча­ли пти­цы, сред­ний – ко­пыт­ные, ниж­ний – хищ­ни­ки и син­кре­тич. су­ще­ст­ва). В его ос­но­ве, воз­мож­но, за­ло­же­ны и бо­лее древ­ние ма­гич. и то­те­мич. пред­став­ле­ния. Вы­де­ля­ют ло­каль­ные и хро­но­ло­гич. ва­риа­ции это­го сти­ля: по­сте­пен­но сю­же­ты и по­зы ста­но­вят­ся раз­но­об­раз­нее, что свя­за­но с раз­ви­ти­ем в на­прав­ле­нии бóльшей де­ко­ра­тив­но­сти, транс­фор­ма­ци­ей «ка­но­нич.» ми­фо­ло­гич. ос­нов, влия­ния­ми ци­ви­ли­за­ций Вос­то­ка, Древ­ней Гре­ции, фра­кий­цев.

Лит.: Borovka G. Scythian art. L., 1928; Rostovtzeff M. The animal style in South Russia and China. Princeton, 1929; Ис­то­рия ис­кус­ст­ва на­ро­дов СССР. М., 1971. Т. 1; Ар­та­мо­нов М. И. Со­кро­ви­ща са­ков. М., 1973; Сте­пи ев­ро­пей­ской час­ти СССР в ски­фо-сар­мат­ское вре­мя. М., 1989; Степ­ная по­ло­са ази­ат­ской час­ти СССР в ски­фо-сар­мат­ское вре­мя. М., 1992; Пе­ре­во­дчи­ко­ва Е. В. Язык зве­ри­ных об­ра­зов. М., 1994; Ра­ев­ский Д. С. Мир скиф­ской куль­ту­ры. М., 2006.

Вернуться к началу