СКИ́ФО-СИБИ́РСКИЙ ЗВЕРИ́НЫЙ СТИЛЬ
-
Рубрика: Археология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СКИ́ФО-СИБИ́РСКИЙ ЗВЕРИ́НЫЙ СТИЛЬ, звериный стиль 2-й четв. 7 – нач. 3 вв. до н. э., характерный для «скифо-сибирского мира». Представлен гл. обр. в оформлении конского снаряжения, оружия, элементов одежды; в Азии известны изображения на скалах и оленных камнях. Осн. образы: благородные олени и др. копытные животные; хищные звери; птицы (в осн. хищные); синкретич. существа (грифоны, крылатые львы, барано-птицы и др.) – в строго определённых позах (свернувшийся в кольцо хищник, олень в жертвенной позе) и композициях (сцены преследования, терзания, поглощения и др.). Показательно акцентирование (посредством рельефа, обрамления, преувеличения, «вписывания» изображения др. животного в часть тела осн. образа и др.) или обособление частей, символизирующих важные качества, – органов чувств (глаза, ноздри, пасть, уши), поражения (зубы, лапы, когти, клюв, рога), движения (лопатки, бёдра, крылья, копыта). Изначально преобладает моделирование тела и осн. деталей сходящимися под углом плоскостями, свойственно тяготение к двумерности и профильности, предпочтение к технике рельефа, образу или деталям присуща определённая геометричность.
С.-с. з. с. отражает идеологию гл. обр. ираноязычных кочевников-скотоводов и воинов, связанную с культами огня, коня, солнца, троичной моделью мироздания (верхний мир обозначали птицы, средний – копытные, нижний – хищники и синкретич. существа). В его основе, возможно, заложены и более древние магич. и тотемич. представления. Выделяют локальные и хронологич. вариации этого стиля: постепенно сюжеты и позы становятся разнообразнее, что связано с развитием в направлении бóльшей декоративности, трансформацией «канонич.» мифологич. основ, влияниями цивилизаций Востока, Древней Греции, фракийцев.